Логвиненко Ирина Леонтьевна Мелекесский район, Ульяновская область
Как было принято решение об апробации проекта «Школа Минпросвещения России»? Кто участвовал в обсуждении?
- Решение было принято на уровне Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области. Была рекомендация - стать участниками проекта всем школам, которые участвовали в программе капитального ремонта. Педагогические коллективы просто нуждались в сопровождении по всем направлениям деятельности, поэтому никаких трудностей по вхождению в проект не возникло ни у одной из команд. Мы смело прошли обучение, организованное ЦНППМ ПР Ульяновской области и под чутким руководством закрепленных методистов подготовили программы развития образовательных организаций, а затем успешно прошли их защиту.
Существенно ли Вам пришлось менять программу развития школы? В какой части? Как Вам в этом помогла самодиагностика школы?
- Программа начала меняться ещё на стадии капремонта. Но, как известно, для того, чтобы что-то поменять, необходимо провести мониторинг, понять с какими дефицитами нужно работать дальше. Самодиагностика в этом отношении дала подробный анализ того, на каком уровне находится образовательная организация, каким направлениям работы следует уделить особое внимание. Плюс к этому четкое структурирование работы по выделенным направлениям работы позволило систематизировать всю программу развития в целях её дальнейшей успешной реализации.
В чем Вы видите преимущества вашей школы перед другими образовательными организациями, не участвующими на данный момент в апробации проекта?
- Непросто быть первыми в реализации такого мощного проекта всероссийского уровня. Но вся необходимая подготовка в рамках обучения, регулярные семинары в совокупности с методической поддержкой на всех уровнях дают колоссальный заряд на дальнейшее развитие, а также реализацию намеченных планов. Сказать о том, что мы отличаемся от других школ - это правда. Но задача – не вырваться вперед, а стремится к высокому качеству образования и главной цели проекта – созданию единой образовательной среды. Мы воспитаны работать таким образом, что всеми лучшими практиками привыкли делиться с коллегами. Поэтому мы всегда открыты для всего нового и с удовольствием поделимся накопленным по ходу реализации проекта опытом.
Сейчас идёт этап выбора девиза проекта «Школа Минпросвещения России», какой девиз проекту Вы бы предложили?
- «Никогда не останавливаться! Двигаться только вперед и развиваться!»
Интервью с заместителем директора ОГАУ «Институт развития образования»
Наумов Артем Леонидович Ульяновская область Региональный координатор проекта «Школа Минпросвещения России»
Сколько школ от Ульяновской области вошло в апробацию проекта с 1 сентября 2022 года?
От Ульяновской области в апробацию проекта вошло 6 общеобразовательных организаций: - МБОУ «Средняя школа с. Никольское-на-Черемшане», Мелекесский район, с. Никольское-на-Черемшане. - МБОУ «Октябрьская средняя школа», Радищевский район, пос. Октябрьский. - МБОУ «СШ № 2 р.п. Мулловка», Мелекесский район, р. п.Мулловка - ОГКОУ «Школа-интернат № 26», г. Ульяновск - МОУ СШ, Сурский район, с. Сара - ОГКОУ "Кадетская школа-интернат", Карсунский район Все школы являются участниками Всероссийской программы по капитальному ремонту. Работа по апробации проекта стартовала с обучения региональных координаторов на федеральном уровне. После этого, с помощью курсов, в рамках регионального образовательного форума «#ПреОбразование73», были обучены региональные методисты, которые затем были закреплены за каждой образовательной организацией и вели дальнейшее обучение школьных команд, используя каскадную модель. Результатом обучения стала защита программ развития каждой образовательной организации, с учетом восьми направлений, указанных в проекте.
Какими критериями вы руководствовались при отборе школ в апробацию проекта?
- Следуя рекомендациям Академии Минпросвещения России было принято решение о включении в проект школ-участниц капитального ремонта. Но уже на будущий учебный год планируется привлечение всех желающих из числа общеобразовательых организаций региона. Первый опыт и итоги работы проекта «Школа Минпросвещения России» успешно транслируются в Ульяновской области в рамках различных конференций, круглых столов и стажировочных площадок, которые организуются ОГАУ «Институт развития образования» при непосредственной поддержке Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области.
Был ли учтён уровень самодиагностики школ, при отборе их в участники проекта?
- Хочу отметить, что по результатам самодиагностики есть четкое понимание, в каком направлении нужно двигаться в ближайшем будущем. Региональными методистами, закрепленными за школами-участницами проекта, сформирован план мероприятий по выходу организаций на вышестоящий уровень по каждому направлению проекта. Кроме этого, активно помогает справиться с выявленными дефицитами в ходе предварительного мониторинга экспертный совет, который был создан до периода апробации проекта специально для озвученных целей.
Включены ли в участники апробации сельские, малокомплектные, коррекционные школы?
- Так получилось, что в список школ попали именно эти категории общеобразовательных организаций. Два интерната, малокомплектные школы и школы из так называемой «глубинки» - это своего рода «изюминка» реализации проекта на территории нашего региона. Но тем самым участники проекта помогают друг другу больше понять, каким образом создать условия для совершенствования. По итогам первого триместра 2022-2023 учебного года у нас запланирован очередной очный семинар, на котором мы планируем подписать договор о сетевом совместном сотрудничестве между участниками проекта.
В чем вы видите свою миссию в качестве регионального координатора проекта «Школа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России»?
- Региональный координатор проекта – это очень ответственная миссия. На первых этапах было важно собрать достойную команду региональных методистов, которая затем удачно будет сопровождать руководителей и педагогические коллективы. Вторым этапом стало создание экспертного совета, который в первую очередь призван помочь участникам проекта решить вопросы по обозначенным дефицитам, но уже на региональном уровне. Хочется отметить, что для успешной реализации проекта мы находимся со всеми участниками в сетевом взаимодействии 24/7, что предполагает активное общение и результативность.
Какие шаги уже сделаны и какие мероприятия запланированы вами в качестве помощи муниципалитетам, школам во внедрении проекта?
- В рамках проекта мы провели обучение региональных методистов и школьных команд. Успешно прошла защита программ развития общеобразовательных организаций. Также результативным стал очный семинар по работе с дефицитами, выявленными в ходе предварительного мониторинга. На ноябрь 2022 года запланирован семинар по работе с креативным пространством школьных команд и подведение первых итогов проекта. В планах провести научно-методические семинары на базе каждой общеобразовательной организации, как следствие - повысить уровень по каждому направлению проекта. Планируем в том числе работу индивидуально с каждой командой.
Какой вы видите идеальную модель взаимодействия всех участников проекта, в чем ключевые задачи каждого?
- Так как участников проекта не так много, то идеальная модель – это очные мероприятия, где коллеги встречаются, общаются, делятся мнениями и выстраивают перспективный план работы. На мой взгляд, на данном этапе экспертный совет в совместной работе с региональными методистами выполняет те задачи и функции, которые на него возложены. В идеальном варианте – все 6 школ-участников проекта мы планируем сделать Центрами реализации данного проекта, чтобы уже в ближайшем будущем, используя сетевую модель, сделать школьные команды наставниками новых участников проекта. Но это можно осуществить только в случае успешного завершения проекта для первых участников и под строгим контролем координатора.
В чем на ваш взгляд будет основная сложность внедрения проекта в вашем регионе?
- Основная сложность – это кадровый потенциал общеобразовательных организаций. Если мы говорим об обучении педагогов, то могу сказать о том, что коллеги готовы обучаться и делать это оперативно, но есть проблема в том, что в некоторых образовательных организациях просто-напросто нет нужного педагога. И эта проблема затрагивает не только сельские школы, городские тоже испытывают дефицит. На последнем очном семинаре один их экспертов, являющийся представителем Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, обещал оперативно помочь со сложившейся обстановкой в ближайшей перспективе. Апробация стартовала. Значит мы движемся в правильном направлении. Можно уже говорить о том, что мы начинаем работу и начинаем её успешно. Работа с дефицитами – вот основное направление, в котором могут встречаться сложности. Но по мере возникновения сложностей, мы готовы их решать совместными усилиями
Ваше мнение о проекте в целом.
- Проект важный, нужный и очень своевременный. Школам нужно обновляться, а коллегам мыслить и развиваться. «Школа Минпросвещения России» - это залог того, что можно спокойно думать о том, что эффект создания единой образовательной среды для каждой образовательной организации будет в конечном итоге достигнут. И пусть это звучит как девиз. «Эффект достигнут!». Благодаря проекту, мы развиваемся, и мы в тренде российского образования!
Интервью с и.о. проректора по научной и инновационной работе КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»
Казаринова Ольга Владимировна Кировская область
Сколько школ от Кировской области вошло в апробацию проекта с 1 сентября 2022 года? - В апробацию проекта с 01.09.2022 вошло 15 общеобразовательных организаций Кировской области.
Какими критериями вы руководствовались при отборе школ в апробацию проекта?
- В апробацию проекта в регионе вошли школы, находящиеся в программе по капитальному ремонту.
Был ли учтён уровень самодиагностики школ, при отборе их в участники проекта?
- Изначально уровень самодиагностики школ не учитывался.
Включены ли в участники апробации сельские, малокомплектные, коррекционные школы?
- В состав участников апробации проекта в нашем регионе включены 10 сельских школ и 5 городских школ. Именно в них сейчас осуществляется капитальный ремонт и создается современное образовательное пространство.
В чем вы видите свою миссию в качестве регионального координатора проекта «Школа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России»?
- Миссия регионального координатора заключается во взаимодействии с федеральным оператором, в информировании, обучении школьных команд-участников проекта и потенциальных участников проекта, установлении обратной связи, в вовлечении в этот проект руководителей, педагогов, иных участников образовательных отношении, в мониторинговой и аналитической деятельности и подготовке на ее основе управленческих решений. Сбор и трансляция лучшего опыта.
Какие шаги уже сделаны и какие мероприятия запланированы вами в качестве помощи муниципалитетам, школам во внедрении проекта?
- В регионе ведется активная работа по апробации проекта «Школа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России». Педагогическая общественность Кировской области активно включилась в деятельность по реализации проекта еще на стадии общественных обсуждений, в том числе в рамках заседания Клуба учителей. Предложения по показателям проекта были направлены в Министерство просвещения РФ. ИРО Кировской области в начале 2022 года разработана дополнительная профессиональная программа для обучения школьных команд, находящихся в проекте по капитальному ремонту школ. Данная программа включена в федеральный реестр. Летом 2022 года заключено лицензионное соглашение с Академией Минпросвещения РФ и реализуется ДПП «Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества образования». В результате все 15 школьных команд - участников проекта в течение 2022 года пройдут обучение. Тематика по реализации проекта включена и в другие дополнительные профессиональные программы и мероприятия ИРО Кировской области. На традиционных августовских совещаниях обсуждались особенности, преимущества, вопросы внедрения проекта «Школа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России» в школах Кировской области. Кроме того, в течение года организованы более 20 окружных и муниципальных совещаний, методические дни в школах региона, проводятся обучающие мероприятия для студентов педагогических направлений и специальностей по тематике проекта. Еженедельно 15 участников проекта, сотрудники ИРО Кировской области, представители общеобразовательных организаций принимают участие в интерактивных семинарах Академии Министерства просвещения России для школьных команд "Строим школу Минпроса". На сайте ИРО Кировской области, в социальных сетях размещается информация о проекте. 273 образовательные организации летом 2022 года прошли самообследование и ряд из них уже вносит изменения в свои программы развития.
Как вы видите идеальную модель взаимодействия всех участников проекта, в чем ключевые задачи каждого?
- Очень важно наладить взаимодействие участников проекта, от это во многом зависит его успех и результативность в конкретной школе.
В чем на ваш взгляд будет основная сложность внедрения проекта в вашем регионе?
- На начальном этапе – сложно создать в ряде образовательных организаций сплоченные школьные команды и замотивировать их к активному и добросовестному участию в проекте, сложно удержать интерес и мотивацию к участию в проекте на дальнюю перспективу, поскольку проект основывается на самодиагностике и самостоятельном принятии решений в отношении развития школы.
Какие возможны варианты решения этих сложностей?
- Важно правильно и своевременно доносить информацию до руководителей образовательных организаций, педагогов, родителей, показать все преимущества достижения уровня Идеальной школы участникам образовательных отношений. Важна активная работа в регионе координаторов проекта, поддержка на региональном и муниципальном уровне стремления школы стать «Школой Минпросвещения России», трансляция и обмен опытом.
Ваше мнение о проекте в целом.
- Проект решает важные задачи, связанные с формированием системы управления качеством образования, созданием на базе каждой школы современного центра образования, воспитания и просвещения, создания единого образовательного пространства в нашей стране. В проект заложены актуальные направления и показатели, благодаря чему проект позволяет четко структурировать и систематизировать основные направления развития современной школы. Дает школьной команде четкие ориентиры для роста и развития. Позволяет вовлечь в процесс создания идеального образовательного пространства и детей и родителей, и педагогов. При этом, на мой взгляд, разработчикам и координаторам проекта важно проработать вопрос: «А как дальше должна развиваться Идеальная школа, которая достигла всех показателей проекта?»
Интервью с родителем обучающихся МКОУ « Троицкая СОШ 62»
Бородина Ксения Сергеевна Свердловская область, Талицкий городской округ
Бородина Ксения Сергеевна Свердловская область, Талицкий городской округ
Интервью с директором средней общеобразовательной школы №20 «Новая Эра»
Болдуева Наталья Сергеевна Иркутская область, город Тулун
Болдуева Наталья Сергеевна Иркутская область, город Тулун
Интервью с директором МБОУ СОШ №3
Шишканова Светлана Валерьевна Свердловская область, город Реж
Шишканова Светлана Валерьевна Свердловская область, город Реж
Интервью с представителем родительского комитета совета школы
Коркодинова Алёна Владимировна.
Интервью с учителем физики МБОУ СОШ № 2
Учитель физики МБОУ СОШ № 2 Артемовского городского округа Ефименко Татьяна Николаевна – победитель конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности среди педагогов общеобразовательных организаций Приморского края в 2021 году.
Важнейшей частью оснащения кабинета физики, благодаря реализации проекта «Школа Минпросвещения России», является цифровая лаборатория. Введение в школьный эксперимент цифровых датчиков для регистрации различных величин и возможности использовать компьютер (смартфон или планшет) для расчетов и оформления результатов опытов позволяет перейти на новый, качественный уровень проведения измерений, упростив процесс измерений и повысив их точность. Появление цифровых технологий в лабораторных работах повышает их актуальность и привлекательность в сознании современного школьника, усиливает наглядность как в ходе опытов, так и при обработке результатов с использованием программных средств. Использование цифровой лаборатории существенно изменяет подходы к проведению демонстрационных и ученических опытов, прямых измерений физических величин. Традиционно в качестве средств измерения использовались простейшие инструменты (рычажные весы и разновесы, мензурка, динамометр, термометр) и стрелочные приборы (амперметр и вольтметр). Использование цифровых датчиков позволяет на совершенно другом, качественном уровне производить измерения времени, расстояния, иметь возможность регистрировать и наблюдать изменение во времени таких величин, как температура, электрическое напряжение, сила тока, давление. Чтение графика измеренных величин, выводимых на экран компьютера, позволяет развивать математическую и функциональную грамотность. Эти возможности позволяют, например, на уроках физики с высокой точностью измерить мгновенную скорость тела, движущегося неравномерно, наблюдать в динамике процесс электромагнитной индукции, возникновение и изменение индукционного тока, исследовать изменение температуры с течением времени в процессе установления теплового равновесия, для проведения этих измерений требуется меньше времени. Ориентация на естественнонаучную грамотность напрямую связана с общим числом ученических опытов и направленностью их на формирование самостоятельности действий при проведении наблюдений, измерений и исследований, что существенно повышает интерес к занятиям, а также оказывает влияние на дальнейший выбор профессии учащимися. Использование средств наглядности и учебного оборудования в учебном процессе помогает в максимальной мере развить познавательные интересы учащихся, повышает уровень наглядности и доступности обучения, увеличивает объем самостоятельной работы учащихся на уроке и внеурочной деятельности, создает условия для организации проектной и исследовательской деятельности, дает возможность доступнее и глубже раскрыть содержание учебного материала, способствует формированию у учащихся положительных мотивов обучения. Являясь руководителем городского методического объединения учителей физики, я имею возможность услышать мнение моих коллег как участников проекта «Школа Минпросвещения России», так и коллег, чьи образовательные учреждения еще не вошли в проект. Учителя, которые работают в школах-участницах проекта, отмечают, что работать стало гораздо интереснее с приобретением нового оборудования и приятнее в отремонтированном красивом образовательном пространстве!
Интервью с директором Черновецкой СОШ
Как было принято решение об апробации проекта «Школа Минпросвещения России»? Кто участвовал в обсуждении?
Решение было принято на уровне Комитета образования и науки Курской области. Нам была дана рекомендация стать участником проекта «Школа Минпросвещения России», т.к. в 2022 году дети вошли в новое здание на 100 мест, построенное в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и оснащенное современным оборудованием. Администрация школы под руководством закрепленных методистов подготовила программу развития образовательной организации для реализации в 2022–2025 учебном году.
Существенно ли Вам пришлось менять программу развития школы? В какой части? Как Вам в этом помогла самодиагностика школы?
Программа начала меняться еще на стадии строительства школы. Но для того чтобы поменять программу развития, мы провели мониторинг с целью понять, каким образом педагогическому коллективу нужно работать дальше. Самодиагностика в этом отношении дала подробный анализ того, на каком уровне находится образовательная организация, каким направлениям работы следует уделить особое внимание. Понимание того, в каких направлениях придется вести работу, позволило нам систематизировать всю программу развития, чтобы в дальнейшем ее реализовать.
В чем Вы видите преимущества вашей школы перед другими образовательными организациями, не участвующими на данный момент в апробации проекта?
Непросто принимать участие в реализации такого серьезного проекта всероссийского уровня маленькой сельской школе. Но вся необходимая подготовка в рамках обучения, методическая поддержка на всех уровнях дают нам уверенность в дальнейшем развитии, а также в реализации намеченных планов. Наша школа во многом отличается от других школ района. Задача образовательной организации заключается не в том, чтобы быть лучше, а в том, чтобы достичь высоких показателей – создания единой образовательной среды, независимо от места проживания наших учеников. Мы всегда открыты для всего нового и с удовольствием поделимся накопленным по ходу реализации проекта опытом.
Какие ключевые направления будут рассмотрены для реализации единого образовательного пространства (обучения и воспитания)?
Сейчас идет этап выбора девиза проекта «Школа Минпросвещения России». Какой девиз проекту Вы бы предложили?
«Школа, в которую хочется идти!»
Интервью с директором МАОУ СОШ №5 «Центр ИнТех»
Чем интересен проект «Школа Минпросвещения России» для Вас как руководителя образовательной организации?
В первую очередь меня заинтересовала сама идея создания эталонной модели школы, которая будет соответствовать единым требованиям к образовательной среде, школьному климату, организации образовательной, просветительской и воспитательной деятельности. Сегодня все школы разные, функционируют в разных условиях, но при этом всех обучающихся оценивают одинаково – для этого и проводятся единые оценочные процедуры. Поэтому, на мой взгляд, очень важно создать равные условия для каждого ребенка, обеспечить получение качественного и доступного общего образования независимо от места проживания, достатка семьи, особенностей здоровья, оснащенности образовательной организации и т.д. «Школа Минпросвещения России» должна стать «центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России». Так в проекте представлена миссия школы, она понятна и, думаю, будет поддержана каждым участником образовательных отношений. Мне как руководителю она близка, так как во многом совпадает с концепцией нашего образовательного учреждения.
Какой из критериев проекта Вы считаете основополагающим?
В проекте определены критерии, которым должна соответствовать эталонная школа: «знание», «воспитание», «здоровье», «школьный климат», «профориентация», «творчество», «учитель», «образовательная среда». Выделить какой-то один критерий невозможно, так как все они имеют важное значение для развития, обучения и воспитания ребенка. Все восемь направлений являются неотъемлемыми элементами образа идеальной школы.
Как Вы оцениваете степень готовности МАОУ СОШ №5 претендовать на звание «Школа МинпросвещенияРоссии»?
Прежде чем вступить в апробацию, наша школа прошла самодиагностику, которая позволила определить уровень образовательной организации и направления работы, которым следует уделить особое внимание. Могу сказать, что на данном этапе школа находится на среднем уровне. Наша задача сегодня – качественное достижение полного уровня по всем восьми критериям эталонной школы, что позволит соответствовать статусу «Школа Минпросвещения России». Думаю, у нас это получится. Материально-техническое оснащение школы уже сегодня позволяет организовать образовательный процесс на самом современном уровне. И несмотря на то что «Центр ИнТех» открылся совсем недавно, у нас сложился замечательный коллективпедагогов, учащихся, родителей, появились свои традиции. Т.е. в школе созданы условия, позволяющие ребенку гармонично развиваться в комфортных условиях.
Интервью с директором МАОУ «Лицей № 29» г. Тамбова
Проект «Школа Минпросвещения России» запустили в пилотных школах с сентября 2022 года. Что Вы думаете об этом проекте?
В современном мире каждый человек находится в ситуации постоянно нарастающего темпа и ритма жизни, при которых он практически постоянно вынужден осваивать новые способы деятельности. Данный проект поможет всем пилотным школам найти новые способы и пути развития образовательного и воспитательного пространства в школах, а в будущем полученные практики образовательных учреждений помогут другим школам при вступлении в проект.
МАОУ «Лицей№29» в числе пилотных школ. Как ведется работа по проекту?
Мы всегда активно включаемся в новые проекты, и данный не исключение. Перед педагогами стоит сложная задача – формирование представлений о системе ценностей, критическом мышлении и творческом потенциале личности. Нашей школе 64 года, и я считаю, что традиции делают ее лучше. У нас большой опыт в инновационной деятельности, система обучения и воспитания опирается на углубленное изучение иностранных языков, расширенные программы по математике и физике, обмен школьниками с гимназией г. Фирнхайме (Германия). Помимо обычных, обязательных учебных предметов федерального и регионального компонентов наш учебный план предполагает и изучение предметов лицейского компонента. Сложилась система работы с одаренными детьми и школьниками, мотивированными на учебу. Важное место в организации этой работы занимает исследовательская деятельность учащихся, она позволяет одновременно решать как образовательные, так и задачи развития личности. Также у нас активно развивается самоуправление школьников, деятельность общественных объединений, школьный спортивный клуб. И это небольшая часть наших традиций, которые мы будем учитывать, реализуя проект «Школа Минпросвещения России».
Каким, по Вашему мнению, должен быть современный учитель?
Учитель должен любить детей, как ни банально это звучит. Любить человечество можно, а вот попробуй полюбить, понять, ученика, который не всегда слушается. Учитель должен быть терпелив, мгновенного результата быть не может. Учитель должен уважать чужое мнение. Это включает в себя высокую профессиональную подготовку с точки зрения понимания ребенка как личности. А в первую очередь учитель должен быть трудолюбив, тогда и дети будут очень стараться. Труд, терпение, терпимость – вот эти качества необходимы современному учителю.
Какая она – школа завтрашнего дня? Прежде всего, она не может обойтись без личности учителя, который соответствует моменту развития общества и технологий. В наше время продукты деятельности человека сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. Если школа будущего сама будет смотреть в будущее, тогда и только тогда успех обеспечен.
Интервью с директором ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»
Сколько школ от Челябинской области вошло в апробацию проекта с 1 сентября 2022 года?
От Челябинской области в апробацию проекта «Школа Минпросвещения России» вошло 5 общеобразовательных организаций из 4 муниципальных образований: МОУ СОШ № 13 Копейского городского округа; МОУ «Гимназия им. Карла Орфа» с. Варны, Варненский муниципальный район; МБОУ «СОШ № 5», г. Верхний Уфалей; МБОУ «СОШ № 3» Еманжелинского муниципального района; МОУ «СОШ им. Заика Л.Т.» п. Красный Октябрь, Варненский муниципальный район. Также еще 12 общеобразовательных организаций Челябинской области на региональном уровне в инициативном порядке включились в работу в рамках проекта. Все 17 школ являются участниками всероссийской программы по капитальному ремонту. Работа по апробации проекта стартовала с обучения региональных координаторов на федеральном уровне.
Логвиненко Ирина Леонтьевна Мелекесский район, Ульяновская область
Вопрос: Лидия Васильевна, чья была инициатива участвовать в проекте «Школа Минпросвещения России»?
С капитальным ремонтом школы мы перешли в проект «Школа Минпросвещения России», как само собой разумеющееся. Изменился, как вы видите, не только облик школы: обновилось оборудование, школьная мебель, учителя прошли курсы повышения квалификации в Академии Минпросвещения России, в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. По большому счету мы ничего не меняем – мы совершенствуем систему обучения, сохраняем классическое образование. Это я к тому, чтобы вы не думали, что опять какое-то заимствование чего-то и у кого-то. Мы опираемся на те ценности, которые имеем. Целью проекта является формирование единого образовательного пространства. Мы храним и чтим традиции терского казачества, вот на них и формируем гражданскую позицию сегодняшнего школьника. А участвовать в проекте – это желание и мнение всего педагогического коллектива. Ведь профессиональное кредо учителя: чтобы учить – надо не переставать учиться самому. Личность учителя сегодня должна привлекать ученика как никогда!
Вопрос: А проект предполагает участие в нем родителей?
В проекте определены магистральные направления его реализации. Например, «Творчество». Для школы всегда было важно триединство: дети –родители – учителя. Ценностные ориентиры школьника, воспитание творческой личности не возможны без вас, уважаемые родители. Сколько удивительных фестивалей, выставок, школьных праздников мы провели с Вашим участием. Какое счастье для ребенка видеть рядом с собой в школе маму или папу на праздниках. Мы и впредь будем работать вместе с Вами. Это и есть та часть семейных ценностей, которая закладывается в ребенка с детства. Еще одно направление проекта – «Профориентация». Профориентационная работа – это тоже совместная работа учителей и родителей. В двухтысячные годы всем хотелось быть юристами, экономистами. Но! До профессии многие не доходили. Хотели родители, но не могли или не хотели дети. Это говорило об отсутствии компетентности всех участников образовательного процесса. Очень важно совместно школе и семье определить вовремя, к какой сфере деятельности склонен ребенок, мотивировать его на углубленное изучение тех предметов, которые будут необходимы для выбора при подготовке и сдаче ЕГЭ, при выборе направления профессиональной подготовки. Мы – сельская школа, поэтому детей с учетом их индивидуальных предпочтений и выявленных склонностей, ориентируем на профессии, которые сегодня так необходимы в сельском хозяйстве нашего региона. Недавно на уроке родной литературы обратила внимание ребят на то, как А.К. Толстого тревожил наметившийся в середине 19 века отток молодежи из деревенских поместий в города или за границу. Брошенные усадьбы приходили в упадок, но поэта волновало то, что предавались забвению свои корни и связь с родиной. Я надеюсь, что наша обновленная школа поможет сохранить нашу уникальную казачью станицу.
Вопрос:Вы говорите о традициях. Отстаивая традиционность, не упускаются ли новые веяния? Чем живет сегодня школа?
Второй год в школе работает советник по воспитанию. Под ее крылом – РДШ. В Российское движение школьников вовлечены и зарегистрированы 57 школьников. В проект «Орлята России» вовлечено 20 ребят младших классов. На сайте «Добро.ру» – 40 волонтеров. Мы видим, как ребята совершают экологические и трудовые десанты. Увлеченные шахматисты часто посещают дом-интернат для пожилых людей и вовлекают жильцов интерната в шахматные игры. Не достигшие 14 лет объединены в движение «Добрые сердца». Благодаря капитальному ремонту и трансформации образовательного пространства в школе появилось уютное место – комната творческих инициатив школьников. Здесь собираются ребята для обсуждения творческих планов, тут монтируются видеоролики для социальных сетей, выпускаются школьные газеты. Одним словом – ИДЕМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ!
Интервью с директором МБОУ «Староишлинская СОШ»
– Добрый день, Милауше Иргизовна! Ваша школа стала пилотной площадкой проекта «Школа Минпросвещения России». Проект предполагает создание единого образовательного пространства. А каким Вы видите образ будущей идеальной школы? Как было принято решение об апробации проекта? Кто участвовал в обсуждении? – Вначале хочу процитировать августовское высказывание В.В. Путина: «Без современного качественного доступного образования, причем во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития. Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип системы российского образования – это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями, причем независимо от того, где он живет… независимо от того, где учится, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей». Исходя из этого, думаю, что идеальная школа – это школа, где есть все и для всех. Для всех, в плане того, что дети имеют разные возможности, способности, но несмотря на это, они должны достичь каких-то успехов, оценены объективно. Школа, где есть все, то есть идеальная школа, занимается не только образованием, но и воспитанием, оздоровлением душ и тел детей. В этой школе детям должно быть комфортно, они смогут развивать свои способности, заниматься любимым делом. Самое главное – должны соблюдаться все условия безопасности детей и работников школы. А недавно у нас прошел шикарный капитальный ремонт. Это как глоток свежего воздуха, как пламя, вдохновляющая на новые победы. После капитального ремонта у нас появилась возможность и мотивация для участия в этом проекте. Так как он создан, чтобы обеспечить конкурентоспособность российского образования. Любая образовательная организация может принять в нем участие, чтобы повысить качество образования и улучшить механизмы управления. Вот и мы решили идти в ногу со временем. Сначала мы всем коллективом собрались за круглым столом и изучили проект. Во время этого обсуждения присутствовали представители МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан». Потом провели родительское собрание, где продолжили обсуждение всех пунктов этого проекта и единогласно приняли решение – участвовать! – Вам пришлось менять программу развития школы? В какой части? Как Вам в этом помогла самодиагностика школы? – В проекте предусмотрены основные направления развития образовательной организации: знания, здоровье, творчество, воспитание и профориентация, учитель, школьный климат, образовательная среда. По результатам самодиагностики определяется соответствие образовательной организации одному из уровней: базовому, среднему или полному. Школа прошла самодиагностику и было выявлено соответствие нашей школы к среднему уровню. Как раз самодиагностика школы помогла выявить пробелы в работе коллектива, но мы решили в этом году не менять программу развития школы, а лишь дополнить некоторыми пунктами. –В чем Вы видите преимущества вашей школы перед другими образовательными организациями, не участвующими на данный момент в апробации проекта? – Проект «Школа Минпросвещения России» возник в самый нужный и сложный период образования. Этот проект выведет работу образовательных организаций на новый уровень. Надеюсь, что он оправдает все наши надежды. Мы безгранично рады и горды тем, что стали участниками этого грандиозного проекта. Это участие доказывает, что наша сельская, малокомплектная средняя общеобразовательная школа обладает преимуществом перед другими образовательными учреждениями, а именно: улучшением материального состояния школы после капитального ремонта, надежным опытным составом педагогического коллектива, чуткими и заботливыми родителями и любознательными подопечными. Наш педагогический коллектив регулярно и своевременно проходит курсы повышения квалификации, что обогащает свои знания по современным подходам к обучению, по цифровой и функциональной компетентности. Три педагога, в том числе и я (как руководитель) прошли обучение по теме «Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества» в ИРО РТ, а еще трое подали заявки на повышение курсов по программе «Проект ‟Школа Просвещения России”: идея, концепция, внедрение», «Система управления качеством образования», разработанная ФГБНУ «ИУО РАО». Конечно, без сложностей внедрения проекта мы не обойдемся. Трудности возникнут, я думаю, в творческом, социальном направлении, так как у нас пока нет специальностей психолога, логопеда, музыковеда. Чувства красоты и умиротворения в детях должны воспитывать специалисты, истинные мастера своего дела. Но упорным трудом мы разрешим возникшие проблемы, сложности. –Сейчас идет этап выбора девиза проекта «Школа Минпросвещения России», какой девиз проекту Вы бы предложили? – Для проекта «Школа Минпросвещения России» обязательно нужен девиз, чтоб подбадривать всех участников к новым идеям и высотам. Я предлагаю девиз «Мы учим побеждать!» или «От успеха в школе – к успеху в жизни!», «Добро пожаловать на борт!». Надеюсь, для проекта будет выбран самый яркий девиз. – Спасибо Вам большое за интервью, Милауше Иргизовна! Успехов в ваших начинаниях!