Мероприятия и Новости

Управляющий совет школы: механизм развития современной системы образования

Новости
Сохранение и укрепление образовательного суверенитета Российской Федерации является одной из целей реализации проекта «Школа Минпросвещения России». О роли государственно-общественного управления в контексте суверенной национальной системы образования России рассказал в интервью президент Национальной ассоциации взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации Андрей Алфёров.


Андрей Николаевич, в марте 2023 года, во время общения с участниками пилотной образовательной программы «Школа наставника», Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил чрезвычайную важность продолжения формирования суверенной системы образования на всех ее уровнях: от школы до колледжей и вузов. Что подразумевается под суверенной национальной системой образования?

Любая система образования как составная часть социальных систем всегда соответствует определенному периоду истории своей страны. Сегодня важно понять, что суверенизация – это совершенствование и органичное развитие современного российского образования на отечественных началах с учетом лучших достижений мирового образовательного сообщества дружественных России стран. Нам всем необходимо работать над укреплением российского образования как одного из лучших в мире с точки зрения ценностей и смыслов, содержания и качества, а также новых методов управления образовательными системами. В рамках лекции о развитии суверенной национальной системы образования в январе этого года Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов подчеркнул, что суверенная система образования подразумевает, в первую очередь, что различные подходы, используемые в других странах, не должны применяться в России, если они вредят нашей стране и нашим детям.

Можно ли в связи с этим отметить какую-то системную работу Министерства просвещения Российской Федерации, направленную на обеспечение формирования суверенной системы образования?

Осознавая всю актуальность стоящих перед государством задач в сфере образования, мы понимаем, что современный этап развития системы образования в России характеризуется динамическими изменениями, происходящими под влиянием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная система образования должна выступить в качестве фактора стабильности государственной системы России, тем самым выполняя важную государственно-социальную функцию.

В этой связи необходимо отметить проект «Школа Минпросвещения России», нацеленный на создание равных условий получения качественного образования каждым ребенком, сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и укрепление образовательного суверенитета Российской Федерации. Замечу, что в концепции проекта дается определение такому понятию, как образовательный суверенитет: это элемент государственного суверенитета, предусматривающий реализацию независимой образовательной политики, опирающийся на отечественное научно-педагогическое наследие и лучшие российские образовательные практики, направленный на обеспечение высокого качества образования каждому обучающемуся и реализацию его профессиональных, научных, творческих перспектив в своей стране, а также на достижение конкурентного преимущества России в образовании и науке.

Одной из специфических черт системы образования является большое количество сторон образовательных отношений: это и образовательные организации, их работники, в том числе педагоги, обучающиеся, их родители, партнерские организации, заинтересованная общественность и, конечно, государство. Какова степень влияния такой специфики на организацию работы по укреплению суверенной национальной системы образования?

Сегодня устойчивость и стабильность системы образования во многом зависят и от эффективности государственно-общественного управления в сфере образования, так как это особая форма взаимодействия государства и общества, предполагающая постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией.

Наличие в образовательной организации такой модели коллегиального органа управления, как управляющий совет, – это смещение взаимоотношений от контроля к мониторингу, от отписок к совместному принятию решений в системе общих правил и норм, а также реализация права всех участников образовательных отношений на управление образовательной организацией. Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно-общественного управления, имеющий полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательной организации.

Расширение масштаба взаимодействия с родителями, общественностью, поиск новых технологий социального партнерства – одно из важнейших направлений развития государственно-общественного управления суверенной системы образования России. Образовательная организация становится тем уникальным пространством, где участник образовательных отношений вовлекается в общественную жизнь и ощущает свою значимость. Однако не только социум является двигателем развития образовательной организации, источником ресурсов. Образовательная организация как социальный институт может оказывать влияние на социальное окружение через коллегиальные органы управления, например управляющий совет. Посредством воспитательных и патриотических форм работы участники образовательных отношений совместно формируют правовую и политическую культуру. К подобным формам работы можно отнести внеурочные занятия «Разговоры о важном» – неформальное общение с ребятами на те темы, которые их интересуют. Кроме того, это и «Разговоры о важном для взрослых», занятия «Россия – страна возможностей» и «Россия в системе международных отношений», и вовлечение ребят в деятельность детских и молодежных объединений РДДМ «Движение первых», и многое другое, посвященное тем возможностям, которые дает суверенная система образования России.

Возвращаясь к проекту «Школа Минпросвещения России», отмечу, что им предусмотрен такой критерий, как реализация государственно-общественного управления, одним из показателей которого является как раз функционирование в школе управляющего совета.

Андрей Николаевич, если говорить о роли родительской общественности в развитии системы образования, то не секрет, что она растет с каждым годом, в том числе в форме деятельного участия в управляющих, родительских и других советах школ. Не могли бы вы на этом остановиться чуть подробнее?

Действительно, значимой тенденцией последних лет, если не десятилетий, является усиление внимания родителей к образовательной политике, например к содержанию образовательных программ, технологиям, условиям пребывания детей в образовательной организации, дополнительному образованию и другим аспектам, способствующим развитию детей. Также со стороны родителей крайне востребована информация о достижениях и проблемах своих детей. Все перечисленное ориентирует образовательные организации на усиление вовлечения родителей в образовательный процесс. Это выражается в создании эффективных форм коммуникации, общественного диалога между семьей и образовательной организацией. Семьям может быть предложена помощь в создании среды для развития ребенка; ресурсы семьи используются в организации воспитательных и досуговых мероприятий. Немаловажной является интеграция программ образовательных организаций и практик семейного воспитания.

В части активности у родительской общественности можно только поучиться, но вот, к сожалению, с готовностью, а точнее – способностью на эффективное, результативное, если хотите, компетентное участие в работе образовательной организации дело обстоит не так позитивно. Это, кстати, касается не только родителей, но и других участников образовательных отношений.

То есть Вы хотите сказать, что не хватает некоторой подготовленности к участию в государственно-общественном управлении? Может быть, есть еще какие-то обстоятельства, мешающие его применению, развитию?

Да, можно с уверенностью сказать, что сегодня довольно проблематичным является грамотное участие общественности в управлении образованием. Степень готовности родительской, педагогической, ученической и другой общественности, заинтересованной в развитии образования, дает основания сделать вывод, что у общественности сформирована потребность участия в деятельности образовательной системы, включая управление образованием. Но, к сожалению, закрепленный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» принцип государственно-общественного управления образованием нередко реализуется номинально. Формальность государственно-общественных отношений и фактическое отсутствие взаимодействия и сотрудничества по вопросам управления образованием между общественным классом и органами управления образованием позволяет государственным и муниципальным структурам по-прежнему сохранять закрытость управления теми или иными образовательными системами, в том числе образовательными организациями. То есть работа в основном ориентирована на поддержание функционирования уже существующей императивной системы управления образованием, а не на ее развитие. Анализ показывает, что в сложившихся системах управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях общественная составляющая представлена довольно слабо. Общественное управление образованием преимущественно заключается в работе попечительских советов, наблюдательных советов и родительских собраний, управленческие функции которых весьма ограничены. В отдельно взятых образовательных организациях функционируют ученические советы, но возможности школьников в управлении школой неоправданно занижены. А вот такая форма общественного участия в управлении образованием, как модель управляющего совета, обеспечивает баланс интересов государственной и общественной составляющих управления, позволяет максимально реализовать потенциал участия общественности в управлении образованием.

Если брать во внимание все вышесказанное и начать учитывать данный фактор, то это позволит использовать модель управляющего совета в качестве одного из ключевых компонентов системы формирования и актуализации стратегии государственной образовательной политики.

Андрей Николаевич, а в чем сущность управляющего совета как формы государственно-общественного управления, в чем его особенность?

Понимаете, государственно-общественное управление – это не совокупность государственных и общественных структур, это форма взаимодействия, согласования, координации и коммуникации, которая основана на добровольном принятии определенных обязательств и решений государством и всеми участниками образовательных отношений в управлении образованием. Модель управляющего совета должна инициировать совместное решение проблем, создавая условия для взаимодействия государства и общества по вопросам образования. Учет выявленных общественно-государственных факторов в конкретных условиях образовательной деятельности поможет системно спрогнозировать возможность их отрицательных и положительных проявлений. Это позволит выстроить эффективную управленческую технологию и осуществить перевод модели государственно-общественного управления образованием в суверенной национальной системе образования России в режим развития. Так мы сможем выйти на новый рубеж, где модель управляющего совета образовательной организации в целом будет демонстрировать единство общества и государства.