Опыт регионов

Реализация федерального проекта «Школа Минпросвещения России» и Стратегия развития образования в Курской области

Разработка Стратегической программы развития образования
В ходе достижения целей проекта, направленных на создание равных условий для реализации идеологии единого образовательного пространства, обеспечение конституционных прав каждого школьника, связанных с получением качественного и доступного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях независимо от социальных и экономических факторов, Курский институт развития образования в 2022 году работал над созданием Стратегии развития образования в Курской области (далее – Стратегия).
Необходимость разработки Стратегии обусловлена результатами мониторинга, проводимого Министерством просвещения, внутренним мониторингом, аудитом Российской академии образования, анализом показателей рейтинга Губернатора, касающихся отрасли образования. Имеющаяся на тот момент госпрограмма, принятая в 2013 году, претерпела множество изменений, однако нацелена была на решение сразу всех задач, стоящих перед отраслью, и рассредоточение ресурсов. Параллельно реализовывались региональные проекты нацпроекта «Образование».
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.

«Стратегическая воронка» – 8 направлений проекта
Для реализации Стратегии была выстроена «стратегическая воронка». В основе Стратегии лежат 8 направлений проекта «Школа Минпросвещения России». Далее она наполняется 6 федеральными проектами нацпроекта «Образование», 8 направлениями развития в концепции «Летово». Все они вшиты в 7 стратегических направлений. И это обязательно учитывается при разработке Программы развития школы: от федеральных инициатив до внедрения передовых практик «Летово». Такой подход мы сейчас апробируем на пилотных общеобразовательных организациях, затем планируем повсеместный запуск.
В течение 2022 года на стратегических сессиях проводились обсуждения будущей Стратегии с работниками образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, представителями исполнительной и законодательной власти в 33 муниципалитетах региона.
Этому же был посвящен августовский педагогический форум, в рамках которого на 22 региональных площадках обсуждались вопросы реализации федерального проекта «Школа Минпросвещения России» и Стратегии развития образования в Курской области. За этот год в 34 стратегических сессиях приняли участие более 3,5 тыс. человек, внесено более 200 предложений по реализации областных проектов.

В результате обсуждений были выбраны 7 стратегических приоритетов, как инструменты реализации Стратегии разработаны 9 областных проектов. Основные ресурсы сосредоточены на запуске проектов на одной муниципальной территории. При получении релевантных результатов с 1 сентября 2023 года планируется запуск на остальных 32 территориях.

Областные проекты – в жизнь!
Семь стратегических приоритетов Стратегии образования в Курской области, которые определены на стратегических сессиях самими участниками образовательного процесса и привлеченной общественности, реализуются в региональных проектах нацпроекта «Образование» и 9 областных проектах. Все проекты – новаторские (характеризуются новизной, перейдут в системную деятельность), организационные, многоуровневые, межведомственные.
В ходе реализации проекта «Я – курянин» в регионе внедряются конкретные механизмы формирования базиса из традиционных духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи. Для реализации проекта в 2023 году в институте открыт Ресурсный центр воспитания детей и молодежи. Рабочая группа, в которую вошли педагоги школ, методисты центра, ППС института, активно работает над созданием электронного УМК «Я – курянин». Региональная Концепция духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи была рассмотрена и принята 20 апреля 2023 года на съезде наставников.

Проект «Профессиональная траектория» предполагает разработку и внедрение профориентационной маршрутизации юного курянина от детского сада до трудоустройства. Для реализации этого проекта на базе Курского института развития образования функционирует Центр сопровождения профориентационной работы, методисты которого активно занимаются проработкой предложений, полученных на стратегических сессиях, реализацией задач проекта.

Суть проекта «Управленческие команды» состоит в создании регионального стандарта качества в отрасли образования по аналогии с Премией Правительства РФ в области качества. Совместно с АНО «Роскачество» уже разработано положение о Премии Губернатора в области качества образования (как региональный стандарт). Активно ведется обучение управленческих команд образовательных организаций различных типов в соответствии с параметрами, заявленными в Премии.

Синхронизация активностей
Магистральные направления проекта «Школа Минпросвещения России» формируют единое образовательное пространство, которое позволит синхронизировать все реализуемые в настоящее время активности по модернизации школьных систем образования: нормативно-правовое и методическое обеспечение, научные концепции, экспертные решения, конкретные мероприятия и проекты, успешно себя зарекомендовавшие у детей, молодежи, родителей.
Система критериев и показателей образовательной деятельности по 8 ключевым трекам проекта («Знание», «Здоровье», «Творчество», «Воспитание», «Профориентация», «Учитель. Школьная команда», «Школьный климат», «Образовательная среда») позволила выработать единые подходы, принципы, модели, которые ориентированы на формирование устойчивой системы качественного образования.
Если внимательно изучить магистральные направления проекта «Школа Минпросвещения России» и стратегические приоритеты, то становится ясным, что на принципах проекта «Школа Минпросвещения России» строится Стратегия развития образования в Курской области до 2030 года. Сами же принципы зашиты в 9 областных проектов, а цель Стратегии совпадает с целью проекта «Школа Минпросвещения России».

Реализация Стратегии – реализация Проекта
Каждому направлению «Школы Минпросвещения России» соответствуют несколько областных проектов, позволяющих решать поставленные задачи. Так, например, направление «Знание: качество и объективность» реализуется в 5 областных проектах: «Шаги к успеху», «Школа полного дня», «Методическая поддержка каждого педагога», «Инфраструктурный стандарт курской школы», «Новые цифровые возможности образования».

Проект «Шаги к успеху» имеет 2 ветки: школы с низкими результатами и учащиеся, испытывающие трудности в обучении (как подхватить проблему на старте, не дать ей усугубиться), и одаренные дети (система выявления – 100 % школьников, система сопровождения – 65% школьников, система поддержки – 5% школьников).

В проекте «Школа полного дня» выстраивается территория построения маршрута социальной успешности для каждого ребенка, которая является критерием, выдвигаемый обществом в качестве оценки результатов деятельности человека.

Проект «Методическая поддержка каждого педагога» работает на создание единой региональной методической службы, включающей межмуниципальные методические центры, для организационно-методического сопровождения повышения уровня профмастерства педагога.


Проект «Инфраструктурный стандарт» устанавливает и реализует единство требований к пространственной среде школы как внутри периметра ее здания, так и на территории.

Проект «Новые цифровые возможности образования» имеет 4 основных трека: цифровая инфраструктура, использование цифрового контента и дистанционных технологий, цифровая зрелость педагогов, цифровая грамотность школьников.

Проект «Здоровьесберегающая школа» направлен на построение здоровьесберегающего маршрута школьника, включая физическое, психологическое, социальное здоровье.

Результаты реализации Стратегии развития образования позволят реализовать задачи проекта «Школа Минпросвещения России», построить модель новой школы и достичь высокого уровня соответствия общеобразовательных организаций статусу «Школа Минпросвещения России».