Проект «Школа Минпросвещения России» является ведущим для Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области. Обязательным условием для качественной реализации проекта является четкий механизм выстроенной работы. В Ульяновской области в результате работы экспертного совета найдено решение, которое позволяет без дополнительных финансовых затрат не только эффективно внедрять проект в регионе, но и создавать крепкую и дружную управленческую команду, способную решать все задачи, возникающие на протяжении реализации проекта.
Крайне важным и необходимым ресурсом для успешной реализации проекта является использование материалов, размещаемых на официальном сайте проекта «Школа Минпросвещения России», в первую очередь таких разделов, как «Настольная книга директора школы», «Мероприятия», «Опыт регионов», «О проекте», благодаря которым можно подробнее познакомиться с проектом, а также освоение методики единых подходов к содержанию образования и воспитания. На каждой очной встрече с управленческими командами школ необходимо обращать внимание на данный ресурс, организовывать ознакомительную экскурсию по сайту.
Министерством просвещения Российской Федерации регионам поставлен ряд задач в рамках реализации проекта в 2023 году, основными из которых стали:
Для эффективного решения поставленных задач необходима организация соответствующего механизма работы, который в Ульяновской области был реализован следующим образом.
Начало реализации проекта. Старт – назначение регионального координатора, в продолжение – перспективное планирование – региональные методисты, закрепленные за участниками проекта, и необходимый расширенный экспертный совет.
Важный фактор: распоряжения и письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, посвященные реализации проекта, являлись не только руководством к действию для муниципалитетов и образовательных организаций, но и несли в себе организационно-методическую составляющую – знакомили с целями, задачами, принципами проекта, с подходами по его реализации.
Отдельным механизмом взаимодействия в рамках проекта стал актив региональных методистов, который сосредоточил работу исключительно в проекте «Школа Минпросвещения России».
Экспертный совет по реализации проекта в период апробации на территории региона принял решение о полном освобождении педагогов-методистов от любой другой методической деятельности в целях качественной реализации проекта.
Функциями методиста стали:
Точные функции методиста, а также сосредоточенность работы в рамках одного направления позволили закрепить за одним региональным методистом сразу две общеобразовательные организации.
Благодаря активной информационно-просветительской работе в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» достичь не только показателей самого проекта, но и показателей учреждений и ведомств, которые также участвуют в его реализации.
К примеру, на территории Ульяновской области успешно создан и работает Региональный модальный центр дополнительного образования, основным направлением которого является организация дополнительного образования обучающихся. Показатели работы центра – охват обучающихся и качественный результат. Направления «Творчество» и «Профориентация» в рамках проекта – это специфика работы данного центра. В итоге от центра – новые высокооснащенные места, от школ – охват, результат, профориентация, как следствие ‒ новый уровень направления и в дополнение вся необходимая сопроводительная методическая поддержка.
Повышение вовлеченности в реализацию проекта также демонстрируется непосредственно экспертным советом по его реализации. В начале реализации проекта экспертный совет был сформирован из представителей трех организаций: Института развития образования, Центра непрерывной подготовки профессионального мастерства педагогических работников Ульяновской области и Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, а к настоящему времени в состав включены также представители Регионального модального центра дополнительного образования, Педагогического кванториума и Регионального отделения российского движения детей и молодежи «Движение первых». Благодаря новому уровню взаимодействия оптимизируются силы и ресурсы, более эффективно осуществляется поиск взаимовыгодных условий работы.
С помощью основного механизма работы в рамках проекта на территории региона удалось увеличить количество участников, успешно пройти самодиагностику, а также оказать необходимую индивидуальную помощь управленческим командам школ.
В ближайших перспективах работы – цикл проблемно-обучающих семинаров, которые будут организованы в течение 2024 года (для удобства преимущественно в дни школьных каникул, что позволяет осуществить триместровая система). Организация каждого проблемно-обучающего семинара строится в течение полного рабочего дня по следующим основным направлениям:
Важным фактором является мотивация школьных команд, сюда можно отнести:
Механизм, применяемый в Ульяновской области, позволяет эффективно и качественно реализовывать проект «Школа Минпросвещения России». Система образования Ульяновской области готова делиться опытом с коллегами из других регионов, такая деятельность активно осуществляется, при этом, в обязательном порядке, с изучением опыта коллег, его последующим анализом и внедрением в практику в Ульяновской области.
Наумов Артем Леонидович, региональный ответственный за реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» в Ульяновской области, заместитель директора ОГАУ «Институт развития образования».
Крайне важным и необходимым ресурсом для успешной реализации проекта является использование материалов, размещаемых на официальном сайте проекта «Школа Минпросвещения России», в первую очередь таких разделов, как «Настольная книга директора школы», «Мероприятия», «Опыт регионов», «О проекте», благодаря которым можно подробнее познакомиться с проектом, а также освоение методики единых подходов к содержанию образования и воспитания. На каждой очной встрече с управленческими командами школ необходимо обращать внимание на данный ресурс, организовывать ознакомительную экскурсию по сайту.
Министерством просвещения Российской Федерации регионам поставлен ряд задач в рамках реализации проекта в 2023 году, основными из которых стали:
- вовлеченность (не менее 80% общеобразовательных организаций участвуют в реализации проекта в каждом регионе);
- качество (отсутствие школ со статусом «ниже базового»).
Для эффективного решения поставленных задач необходима организация соответствующего механизма работы, который в Ульяновской области был реализован следующим образом.
Начало реализации проекта. Старт – назначение регионального координатора, в продолжение – перспективное планирование – региональные методисты, закрепленные за участниками проекта, и необходимый расширенный экспертный совет.
Важный фактор: распоряжения и письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, посвященные реализации проекта, являлись не только руководством к действию для муниципалитетов и образовательных организаций, но и несли в себе организационно-методическую составляющую – знакомили с целями, задачами, принципами проекта, с подходами по его реализации.
Отдельным механизмом взаимодействия в рамках проекта стал актив региональных методистов, который сосредоточил работу исключительно в проекте «Школа Минпросвещения России».
Экспертный совет по реализации проекта в период апробации на территории региона принял решение о полном освобождении педагогов-методистов от любой другой методической деятельности в целях качественной реализации проекта.
Функциями методиста стали:
- сопровождение управленческой команды школы по ходу обучения по программе проекта;
- помощь в создании программы развития образовательной организации;
- методическая помощь по ходу всей реализации проекта.
Точные функции методиста, а также сосредоточенность работы в рамках одного направления позволили закрепить за одним региональным методистом сразу две общеобразовательные организации.
Благодаря активной информационно-просветительской работе в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» достичь не только показателей самого проекта, но и показателей учреждений и ведомств, которые также участвуют в его реализации.
К примеру, на территории Ульяновской области успешно создан и работает Региональный модальный центр дополнительного образования, основным направлением которого является организация дополнительного образования обучающихся. Показатели работы центра – охват обучающихся и качественный результат. Направления «Творчество» и «Профориентация» в рамках проекта – это специфика работы данного центра. В итоге от центра – новые высокооснащенные места, от школ – охват, результат, профориентация, как следствие ‒ новый уровень направления и в дополнение вся необходимая сопроводительная методическая поддержка.
Повышение вовлеченности в реализацию проекта также демонстрируется непосредственно экспертным советом по его реализации. В начале реализации проекта экспертный совет был сформирован из представителей трех организаций: Института развития образования, Центра непрерывной подготовки профессионального мастерства педагогических работников Ульяновской области и Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, а к настоящему времени в состав включены также представители Регионального модального центра дополнительного образования, Педагогического кванториума и Регионального отделения российского движения детей и молодежи «Движение первых». Благодаря новому уровню взаимодействия оптимизируются силы и ресурсы, более эффективно осуществляется поиск взаимовыгодных условий работы.
С помощью основного механизма работы в рамках проекта на территории региона удалось увеличить количество участников, успешно пройти самодиагностику, а также оказать необходимую индивидуальную помощь управленческим командам школ.
В ближайших перспективах работы – цикл проблемно-обучающих семинаров, которые будут организованы в течение 2024 года (для удобства преимущественно в дни школьных каникул, что позволяет осуществить триместровая система). Организация каждого проблемно-обучающего семинара строится в течение полного рабочего дня по следующим основным направлениям:
- работа с дефицитами, выявленными в ходе самообследования;
- презентация опыта от ведущих экспертов в сфере образования по магистральным направлениям и ключевым условиям проекта;
- публичные защиты проектов программ развития общеобразовательных организаций;
- отчеты школьных команд о реализации проекта.
Важным фактором является мотивация школьных команд, сюда можно отнести:
- заключение договоров о сотрудничестве между командами ‒ участниками проекта;
- благодарственные письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, Института развития образования за активную работу в рамках проекта.
Механизм, применяемый в Ульяновской области, позволяет эффективно и качественно реализовывать проект «Школа Минпросвещения России». Система образования Ульяновской области готова делиться опытом с коллегами из других регионов, такая деятельность активно осуществляется, при этом, в обязательном порядке, с изучением опыта коллег, его последующим анализом и внедрением в практику в Ульяновской области.
Наумов Артем Леонидович, региональный ответственный за реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» в Ульяновской области, заместитель директора ОГАУ «Институт развития образования».