В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников школ, и важнейший аспект в решении этой задачи – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также исходя из потребности экономики региона.
С целью успешной реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в общеобразовательных организациях Республики Хакасия ГАУО РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» разработана модель организационно-методического сопровождения участников проекта «Школа Минпросвещения России», которая отражает вертикаль взаимодействия: региональный, муниципальный и уровень образовательной организации.
Как реализуется магистральное направление «Профориентация» в школах, которые функционируют в разных условиях: городской и сельской местности? Способна ли школа, расположенная в сельской местности, демонстрировать высокие результаты по направлению? Ответы на эти и другие вопросы представлены в описании управленческих практик двух школ республики: МБОУ «СОШ № 26 с УИОП г. Абакана» и МБОУ «Целинная СШ № 14 Ширинского района».
Городская и сельская школы, каждая из которых имеет свой опыт решения вопросов профориентации обучающихся. Предлагаемые модели профориентационной работы могут быть использованы другими регионами.
Модель профориентационной работы в МБОУ «СОШ № 26 с УИОП г. Абакана» включает 6 направлений и позволяет проследить деятельность образовательной организации по развитию магистрального направления.
Направление «Урочная деятельность» раскрывается через профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т. д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности.
Направление «Внеурочная деятельность» осуществляется посредством реализации курса занятий «Россия – мои горизонты», включая вариативные модули с региональным компонентом.
Направление «Практико-ориентированный модуль» включает в себя профессиональные пробы, проектную деятельность, экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО, на предприятиях, конкурсы профориентационной направленности и другие профориентационные мероприятия. В качестве профессиональных проб «повышенного» уровня организовано участие в профессиональных чемпионатах «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в Республике Хакасия, чемпионатах профессионального мастерства «Профессионалы».
По направлению «Взаимодействие с родителями» реализуется программа «Родительский университет», которая предполагает знакомство родителей с доступными и эффективными инструментами и техниками, помогающими ребенку делать выбор.
Направление «Дополнительное образование» заполняется посещением кружков и секций дополнительного образования.
Направление «Профессиональное обучение» включает выбор и обучение по программам профобучения.
Комплекс проводимых мероприятий и положительные результаты свидетельствуют о сформированности системы профориентационной работы в школе и ее эффективности.
В августе 2022 года МБОУ «Целинная СШ № 14» одновременно вошла в команду «пилотных» школ по апробации проекта «Школа Минпросвещения России» и получила статус региональной инновационной площадки по теме «Целинная агрошкола как условие успешной профориентации учащихся в сельской школе», что и определило стратегические и оперативные векторы развития школы.
Несколько иная модель профориентационной работы представлена в этой сельской школе с учетом тех условий, в которых она функционирует. Участвуя в проекте «Школа Минпросвещения России», ориентируясь на показатели и критерии магистрального направления «Профориентация», управленческая команда школы разработала модель агрошколы через реализацию следующих функций: образовательной, воспитывающей, развивающей, формирующей, социализирующей.
В рамках формирования образовательной функции модели агрошколы реализуется в том числе программа профессионального обучения «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Воспитывающая функция модели реализуется через воспитательную программу школы, тематические классные часы, деловые игры, педагогические советы, методическое объединение классных руководителей, научно-практические конференции, музейные уроки.
К элементам развивающей функции модели агрошколы относятся курсы внеурочной деятельности и кружки по программам дополнительного образования: «Робототехника» (5 класс), «Шаг в медицину» (9 класс) и другие.
Формирующая функция модели агрошколы построена через организацию профориентационной работы, направленной на осуществление осознанного выбора учащимися будущей профессии. Эта работа включает в себя направления и формы работы: профпросвещение, профдиагностика, профконсультирование.
Социализирующая функция модели агрошколы направлена на организацию работы с родителями и социальными партнерами. Организация партнерского взаимодействия позволяет школе расширить образовательное пространство для обучающихся, а организация работы с родителями позволяет повысить уровень правовой, экономической образованности в вопросах выбора профессии и анализа рынка труда. Используя возможности, в том числе материальную базу, кадровые ресурсы социальных партнеров, Целинная средняя школа № 14 успешно действует в рамках магистрального направления «Профориентация» проекта «Школа Минпросвещения России».
Две школы, две разные модели, каждая из них уникальна и ценна для региональной системы образования. Эффективная реализация магистрального направления «Профориентация» не зависит от условий, в которых функционирует та или иная образовательная организация. Опыт двух школ доказывает, что высокие результаты не заставят себя ждать, если за ними будет стоять системная работа школьной команды.