Опыт регионов

Проектно-управленческий семинар как элемент системы научно-методического сопровождения проекта «Школа Минпросвещения России»

Подведение первых итогов проекта
Хабаровский край является вторым субъектом нашей страны, которому в апреле этого года посчастливилось принимать на своей территории управленческо-проектный семинар «Реализация проекта «Школа Минпросвещения России» в Хабаровском крае».
Этот семинар действительно дал возможность всем участникам, вовлеченным в реализацию проекта «Школа Минпросвещения России» в пилотном режиме в 2022 году, проанализировать пройденный путь и подвести первые итоги, ответить на острые вопросы, спланировать работу на 2023/2024 учебный год, а тем школам, которые в сентябре этого года впервые войдут в проект, увидеть лучшие практики и определить для себя «школы-маяки» в своем муниципальном районе, найти надежных партнеров в реализации проекта.

Участники самодиагностики – 80 % школ Хабаровского края
В 2022 году в проект вошли 33 образовательные организации нашего края. Это школы, функционирующие в разных условиях: городские, сельские и поселковые. Среди 33 школ, осознанно принявших решение о вхождении в проект, образовательные организации всех трех уровней – базового, среднего и высокого. Для региона было очень важно посмотреть, как эти школы отработали год в проекте, какой путь прошли, где показали качественный прирост, а где по-прежнему есть дефициты.
По инициативе Министерства образования и науки Хабаровского края в 2022 году более 80% образовательных организаций края прошли самодиагностику. Такое решение сработало на опережение: образовательные организации края уже познакомились с магистральными направлениями и ключевыми условиями проекта, с критериями и показателями достижения высокого уровня. Все это способствует более комфортному вхождению большинства общеобразовательных организаций региона в проект в 2023 году.
Впервые все управленческие команды школ встретились на Августовской конференции педагогических работников, затем на осеннем семинаре по реализации проекта «Школа Минпросвещения России», далее была серия методических десантов в каждый муниципальный район, в каждую школу, где уже говорили о программах развития, управленческих решениях и комплексе мер, а в апреле 2023 года прошла итоговая встреча, при поддержке Академии Минпросвещения России.

Анализ результатов и компенсация дефицитов
По итогам самодиагностики за 2022 год на основе анализа дефицитов был принят ряд мер на уровне региона, направленных на их компенсацию, и, что важно отметить, были затронуты не только пилотные школы проекта.
В первую очередь были актуализированы все региональные проекты в сфере образования (цели, показатели и план мероприятий (дорожные карты). Основная задача портфеля проектов Института развития образования, поддерживаемых Министерством образования и науки Хабаровского края и реализуемых совместно со всеми субъектами системы образования, – помочь каждой школе края найти для себя удобный, понятный и простой путь компенсации дефицитов, выявленных при самодиагностике по всем пяти магистральным направлениям и трем ключевым условиям.
Второе значимое изменение – новый подход к повышению квалификации педагогов края. С 2022 года реализуется трехтактная система повышения квалификации, включающая в себя входную диагностику (или самодиагностику), построение индивидуального образовательного маршрута, предкурсовой модуль, непосредственно очный модуль и посткурсовое сопровождение. Также важно и деление педагогов на три категории: учителя, реализующие программы углубленного уровня изучения предмета; учителя, ведущие подготовку обучающихся к предметным олимпиадам; и иные учителя-предметники. Для трех категорий учителей и содержание курсов повышения квалификации, и академические партнеры были разными.

Основные события семинара
При подготовке к апрельскому управленческо-проектному семинару были выбраны те магистральные направления и ключевые условия, которые оказались для нашего региона наиболее дефицитными: магистральные направления «Воспитание», «Творчество», «Профориентация» и ключевое условие «Учитель. Школьная команда». Участниками совещания стали: исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации (Дальневосточный федеральный округ), осуществляющие государственное управление в сфере образования; руководители региональных институтов развития образования; руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; методисты муниципальных методических служб; представители управленческих команд общеобразовательных организаций.
В ходе семинара работала презентационная площадка «Региональные проекты как механизм развития общеобразовательных организаций, участвующих в проекте «Школа Минпросвещения России». Свои лучшие практики представили образовательные организации, которые в 2022 году являлись пилотными, и именно они в 2023 году станут «школами-магнитами» по отдельным магистральным направлениям и ключевым условиям.
Пленарное заседание было посвящено определению перспектив развития проекта в Хабаровском крае в 2023 году. Министерством просвещения Российской Федерации освещены актуальные направления развития системы общего образования в Российской Федерации. Министерство образования и науки Хабаровского края определило целевые стратегические ориентиры реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в регионе.
В работе секций «Формирование единого образовательного пространства в рамках апробации проекта «Школа Минпросвещения России» была представлена каскадная система научно-методического сопровождения по реализации региональных проектов на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном), позволяющая создать равные качественные условия обучения и воспитания для всех школьников, в соответствии с задачами и магистральными направлениями проекта «Школа Минпросвещения России».
В рамках панельной дискуссии «Результаты самодиагностики как основа развития общеобразовательной организации» рассмотрены подходы к формированию программ развития, направленные на совершенствование образовательной деятельности и выработку управленческих решений по ликвидации дефицитов, выявленных входе самодиагностики.
Посещение образовательных организаций, демонстрирующих лучшие практики, позволило увидеть, как используются ресурсные возможности представленных магистральных направлений. Участники смогли соотнести идеи проекта, реализованные в пилотной школе, с целями и задачами развития своей образовательной организации, оценить эффективность принимаемых управленческих решений.

Итоги и эффекты семинара
Важным эффектом управленческо-проектного семинара можно считать то, что руководители школ еще раз увидели, какая большая и профессиональная команда работает с ними по реализации проекта «Школа Минпросвещения России» на каждом уровне от федерального – до муниципального.
По итогам управленческо-проектного семинара в Хабаровском крае определены «школы-магниты» по отдельным магистральным направлениям и ключевым условиям. Принято решение актуализировать портфель проектов Института развития образования и иных субъектов системы образования региона в соответствии с новыми критериями самодиагностики, а также внести изменения в модель региональной системы научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров Хабаровского края.