Опыт регионов

Проектная сессия как эффективный инструмент разработки программы развития образовательной организации в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Томской области

Одним из значимых мероприятий проекта «Школа Минпросвещения России» в 2023 году стало прохождение общеобразовательными организациями регионов процедуры самодиагностики с целью определения сильных и слабых сторон, направлений развития, выявления факторов, влияющих на результат, и оснований для принятия эффективных управленческих решений внутри образовательных организаций. Результаты самодиагностики позволили выявить имеющиеся у школ дефициты по магистральным направлениям и ключевым условиям проекта, после чего в школах Томской области стартовала разработка и актуализация программ развития общеобразовательных организаций.

С целью оказания методической поддержки школам в разработке (актуализации) программ развития Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при поддержке Департамента общего образования Томской области организовал и провел цикл проектных сессий «Разработка/актуализация программ развития общеобразовательных организаций с учетом результатов самодиагностики». Проектная сессия – это универсальный механизм стратегирования и планирования программы развития, в том числе в рамках магистральных направлений и ключевых условий проекта, позволяющий рассматривать программу развития как комплексный план изменений, реализация которых обеспечит устойчивую положительную динамику преобразований внутри общеобразовательной организации.

Проектная сессия является региональной мерой поддержки общеобразовательных организаций, по результатам самодиагностики 2023 года показавших уровень соответствия статусу проекта «ниже базового» и находящихся в зоне риска, и общеобразовательных организаций с уровнем «базовый». Проектная сессия стала эффективным инструментом взаимодействия региона, муниципалитета и школы в части разработки программы развития общеобразовательной организации на основе детализированной информации, полученной по результатам самодиагностики, с целью выработки наиболее оптимальных управленческих решений для устранения выявленных дефицитов.

К участию в проектной сессии были приглашены управленческие команды из общеобразовательных организаций Томской области, которые по результатам самодиагностики 2023 года показали уровень соответствия статусу проекта «ниже базового» и «базовый». В цикле проектных сессий приняли участие более 150 управленческих команд региона (более 450 человек).

В качестве пилотного направления для проектной сессии было выбрано магистральное направление «Знание». В методический комплект проектной сессии вошла рабочая тетрадь «Программа развития общеобразовательной организации – участника проекта «Школа Минпросвещения России».

Проектная сессия проходила в несколько этапов:
  1. введение, информация о проекте;
  2. проблемно ориентированный анализ текущего состояния и результатов самодиагностики;
  3. разработка портфеля проектов;
  4. концепция развития общеобразовательной организации в контексте реализации проекта «Школа Минпросвещения России»: ожидаемые результаты и механизмы реализации программы.

Каждый этап проектной сессии был реализован за 4 шага:
  • проработка предложенного вопроса в управленческой команде;
  • представление результатов проработки на всеобщее обсуждение (случайным образом выбиралось 2–3 команды);
  • рефлексия по результатам обсуждения внутри управленческой команды;
  • парное обсуждение.

Подробнее о каждом этапе работы.
  1. Введение, информация о проекте. С целью актуализации знаний о проекте «Школа Минпросвещения России» среди участников проектных сессий и установления рамок для дальнейшей работы была представлена концепция проекта, миссия, актуальность, цели и задачи, магистральные направления и ключевые условия проекта. Рассмотрены критерии магистрального направления «Знание» и обеспечивающие их реализацию показатели, обсуждены особенности прохождения самодиагностики по данному магистральному направлению в 2023 году.
  2. Проблемно ориентированный анализ текущего состояния и результатов самодиагностики. В рамках данного этапа была представлена общая информация о структуре программы развития, ее цели и задачах, возможностях актуализации уже разработанных общеобразовательными организациями программ развития с учетом требований проекта «Школа Минпросвещения России». Участники интерпретировали результаты прохождения самодиагностики, заполняя соответствующую таблицу в рабочей тетради, в частности дефициты по показателям магистрального направления «Знание», выявляли причины их возникновения и сформулировали задачи, позволяющие их устранить. Также участникам было предложено осуществить аналитическое обоснование программы с помощью инструментов PEST- и SWOT-анализов: какие основные внешние факторы прямого воздействия и внутренние факторы могут повлиять на устранение дефицитов и обеспечить положительную динамику по данному направлению.
  3. Разработка портфеля проектов. На данном этапе участники проектной сессии перешли к обсуждению и формированию портфеля проектов в рамках магистрального направления «Знание», обсудили особенности постановки цели и задач, рассмотрели предложенные организаторами потенциальные задачи, которые могут быть воплощены в проекты. Участники сформулировали примерные цели и задачи для проекта(ов), направленные на улучшение целевых значений показателей по данному направлению, после чего в произвольном порядке обменивались «эскизами» проектов, используя данную форму работы в качестве ресурса для идей и управленческих решений.
  4. Ожидаемые результаты и механизмы реализации программы. В рамках данного этапа участники обсудили особенности формулировки описания результата, качественных и количественных показателей, механизмы реализации программы.

Проектные сессии продемонстрировали участникам алгоритм работы над проектом программы развития школы по магистральному направлению «Знание», который может быть использован для проектирования остальных проектов программы развития по другим магистральным направлениям и ключевым условиям.

Каждая сессия завершается получением обратной связи от участников, которые отмечают высокую содержательную ценность материала, предоставленную управленческим командам возможность глубокой проработки дефицитов своей образовательной организации и овладение новым форматом работы с направлениями проекта.

На официальном сайте Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования опубликованы материалы 7 проектных сессий, проведенных для управленческих команд общеобразовательных организаций Томской области: https://toipkro.ru/departments/kafedra-upravleniya-obrazovaniem-30/shkola-minprosvecsheniya-rossii/.