Опыт регионов

С 2022 года Республика Коми включена в реализацию флагманского проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России»

Реализация любого проекта в первую очередь зависит от команды.
На уровне Республики Коми научно-методическое сопровождение проекта осуществляет ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования». В команду включены школы ‒ участники проекта. С 2023 года сформировались муниципальные управленческие команды, координирующие продвижение проекта в муниципалитетах. С целью научно-методического сопровождения проекта была разработана дорожная карта, которая включает в себя управленческое, методическое и медийное сопровождение. Кроме того, за каждой школой был закреплен координатор по профессиональному развитию – сотрудник института.
Реализация проекта предусматривала поэтапное включение образовательных организаций в каждое направление.

На первом этапе.
В 2022 году (июнь ‒ декабрь 2022 года) в проект было включено 10 образовательных организаций Республики Коми (школы-новостройки и школы, в которых проводился капитальный ремонт). Школы ‒ участники проекта 2022 года разработали новые программы развития к 1 января 2023 года, с профессиональным пониманием, к какому уровню «Школы Минпросвещения России» (базовому, среднему или полному) стремится коллектив, и приступили к их реализации.
Для этого школьные команды провели самодиагностику условий работы школ с целью формирования их реального профиля и создания индивидуальных методических планов сопровождения.
Команды всех образовательных организаций прошли обучение в институте по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Школа Минпросвещения России»: новые возможности для повышения качества образования», разработанной Академией Минпросвещения России. Итогом повышения квалификации стала разработка проекта перспективного профиля школы и программы развития образовательной организации.
Кроме того, институт осуществлял реализацию мероприятий по методическому сопровождению школ ‒ участников проекта «Школа Минпросвещения России» в период с сентября 2022 года по июнь 2023 года. Были проведены 12 проектных мероприятий, которые включали стратегические сессии, очные практикумы, проектные сессии, стажировки и другие формы методической поддержки.

На втором этапе.
Начиная с января 2023 года команда института постепенно подключила к проекту еще 40 образовательных организаций, в которых проводился капитальный ремонт. Новые школы-участники органично влились в реализацию проекта и принимали активное участие в проектных сессиях, семинарах, стажировках, мастер-классах и иных методических событиях, что позволило коллегам погрузиться в идеологию проекта, проработать рисковые профили школ и начать разработку обновленных программ развития.

На третьем этапе.
С апреля 2023 года в проект включаются все общеобразовательные организации Республики Коми. Форма сопровождения проекта стала более публичной.
В рамках проекта «Мобильный методист» с целью популяризации проекта команда института во главе с ректором Галиной Владимировной Китайгородской провела выездные методические сессии «Школа Минпросвещения России»: векторы современной системы образования» для команд муниципальных органов управления образованием и управленческих команд образовательных организаций всех муниципальных образований. В ходе методических сессий особое внимание уделялось изучению материалов «Настольной книги директора школы».

Принципы региональной системы сопровождения проекта.
В основу научно-методического сопровождения школ ‒ участников проекта легли три базовых принципа: кластеризация, командообразование, проектный подход.
Принцип кластеризации строится на делении всех участников на три группы:
- опорные школы, в которых управление качеством образования происходит за счет обновления инфраструктуры, повышения качества управления и внедрения новых педагогических технологий в школе;
- малокомплектная школа – социокультурный и образовательный центр села;
- школы с неиспользованными образовательными возможностями.
В основу принципа командообразования легла когнитивная компетентность школьной команды как единство теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности, ее постоянному совершенствованию, способность к принятию творческих решений в условиях профессиональной деятельности.
Проектный подход рассматривается как процесс управления проектами, предполагающий их планирование, организацию и реализацию для достижения поставленных целей в конкретно заданных временных и бюджетных рамках.
Именно с опорой на перечисленные три принципа институт выстраивает грамотную работу по управлению ресурсами образовательных организаций для формирования эталонной модели современной школы.

В преддверии начала 2023/2024 учебного года.
29 августа 2023 года институт провел межрегиональную методическую конференцию «Школа Минпросвещения России»: ценностные смыслы и перспективы».
Целью конференции стало обсуждение стратегических направлений и механизмов повышения качества образования в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», обмен эффективными региональными практиками реализации магистральных направлений проекта.
В работе конференции приняли участие коллеги из Архангельской, Кировской и Липецкой областей. Свой опыт участия в проекте представили и школы ‒ участники проекта из Республики Коми. В рамках конференции региональные координаторы проекта, представители институтов развития образования и школы ‒ участники проекта осветили следующие темы: научно-методическая модель сопровождения образовательных организаций ‒ участников проекта «Школа Минпросвещения России»; укрепление единого образовательного пространства: от самодиагностики до стратегии развития; функционирование объективной внутренней системы оценки качества образования; реализация стратегических направлений программы воспитания; формирование профессионального имиджа образовательной организации; управление развитием образовательной среды; профессиональный потенциал школьной команды.

Команда Республики Коми продолжает участие в реализации проекта «Школа Минпросвещения России».