Апробация проекта

Совершенствование механизмов управления качеством образования для формирования единого образовательного пространства Красноярского края

Красноярский Институт повышения квалификации 17–18 ноября 2022 года провел на базе физико-математической школы-интернат ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» Краевую школу управления (КШУ).

Тема КШУ выбрана как продолжение работы большого Августовского педагогического совета и заключалась в совершенствовании механизмов управления качеством образования для формирования единого образовательного пространства Красноярского края. 

Основной стратегией работы с муниципальными руководителями образования является проработка критериев и показателей проекта «Школа Минпросвещения России» с целью переформатирования форматов управления и актуализации работы в части раскрытия социальных, управленческих и психолого-педагогических смыслов в выстраивании и брендировании муниципальной системы образования.

Окунемся в эти два насыщенных дня… попробуем рассказать Вам все, что случалось, чтобы Вы могли прочувствовать атмосферу этого интереснейшего события, на котором многие хотели бы поприсутствовать.

Пленарную часть открыла первый заместитель министра образования Красноярского края Анохина Наталья Викторовна с основным докладом «Совершенствование (развитие) механизмов управления качеством образования для формирования единого образовательного пространства». Наталья Викторовна осветила основные моменты, касающиеся качества образования в регионе, провела анализ результатов мониторинга, а также ориентировала на реорганизацию механизма синхронизации муниципальной и региональной систем управления качеством образования в регионе.

В докладе были затронуты: управленческие механизмы единого управленческого пространства на основе показателей мотивирующего мониторинга, программы развития, системы управления качеством, а также магистральные векторы развития, устанавливаемые проектом «Школа Минпросвещения России».

Важно отметить, что данный проект всеобъемлет многие отрасли, так как является социальным, управленческим, педагогическим. На сегодняшний день в проекте есть 34 «пилота» – те образовательные организации Красноярского края, педагогические составы которых проходят курс повышения квалификации по программе Академии Министерства просвещения России, реализуемой Краевым красноярским Институтом повышения квалификации. Однако запланировано, что к 2025 учебному году все образовательные организации России должны соответствовать критериям проекта «Школа Минпросвещения России».

В рамках работы КШУ был представлен региональный цифровой профиль, и каждый руководитель образования муниципалитета познакомился с цифровой системой выстраивания инфраструктурного паспорта муниципалитета на основе результатов автоматизированной самодиагностики.

Подготавливая участников КШУ к докладу ректора КК ИПК канд. пед. наук Чигановой Елены Анатольевны о формировании Единого пространства научно-методического сопровождения школы/муниципалитета в соответствии с критериями направления «Учитель. Школьная команда» проекта «Школа Минпросвещения России», руководителям муниципальных систем образования было предложено пройти компьютерную самодиагностику по критериям эталонной школы проекта.

В продолжение присутствующие слушали директора АНО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» канд. пед. наук Горностаеву Светлану Михайловну про единство подходов к оценке квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций.

Деятельность в группах Краевой школы управления ускоряло темп. Минуты становились секундами, потому что на основе двух дней была замыслена «вертушка» работы в группах по направлениям проекта «Школа Минпросвещения России». В каждой группе был тьютор, содержательный модератор – сотрудники КК ИПК и экспертная группа из представителей Министерства образования Красноярского края.

Особое настроение и эффективность работы задало старт в проективной методике и разделение муниципалитетов региона на три группы.

Нам посчастливилось понаблюдать за работой групп, и, что любопытно, «царила» довольно прогрессивная и доброжелательная обстановка, возникла дискуссия муниципальных руководителей образования и главных специалистов Министерства образования Красноярского края.

Полученные результаты начальники управлений образования приняли в работу и по приезде на рабочие места спланируют процессы по переформатированию и усилению сетевого взаимодействия.

Дебютные решения запланировано представить как форматы новых педагогических практик в рамках «Педагогического марафона», который запланирован на 28 ноября – 9 декабря.

Продуктивная деятельность групп была разбавлена перерывами в формате экскурсий: одну из них проводила директор физико-математической школы СФУ Енгуразова Е.А., рассказывая и показывая ресурсы необычной школы, другая – развернулась на базу кванториума КГПУ им. В.П. Астафьева.

Второй день КШУ начался с работы в группах по направлениям проекта «Школа Минпросвещения России» своим третьим заключительным «кругом вертушки».

Проработка в группах разворачивалась проектно, осуществляя поиск новых задач для школьных команд муниципалитета и отрываясь от формальных задач, с которыми по большей части работают «управленцы» в муниципалитетах.

Завершающим и ценным этапом работы в группах стала рефлексия с тьюторами. Далее, на общем заседании всех участников КШУ, группы выступили со своими итогами, которые случились по ходу работы в течение двух дней. Защита проектных идей по результатам работы трех групп представила ученикоцентрированность на модель полного дня, которая ориентирована на пространство самостоятельного выбора.

Руководителям муниципальных управлений образования были представлены площадки «Партнеры. Ресурсы. Практики», где Российское движение детей и молодежи демонстрировал Свиридов Е.А., координатор красноярского отделения РДШ; о ресурсах КГБУ «Краевой Центр психолого-медико-социального сопровождения» поведала директор Шаповаленко Л.О., тему «Оценка квалификации как ресурс управления профессиональным развитием педагогических и управленческих кадров» раскрыла Горностаева С.М., к.п.н., директор АНО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов»; о ресурсах ФМШ СФУ для формирования единого образовательного пространства нам рассказала Енгуразова Е.А., директор ФМШ СФУ.

После интереснейших практических площадок прошло подведение итогов КШУ Анохиной Натальей Викторовной и Чигановой Еленой Анатольевной, но главный момент наших участников ждал впереди – совещание с министром образования Красноярского края Маковской Светланой Ивановной.

Это были два насыщенных, ярких, продуктивных дня Краевой школы управления в Красноярске, и у каждого руководителя управления образования сложилось представление будущего образования в муниципалитете, он уехал с большим багажом «точек роста», перспектив, намеченных целей…