Опыт регионов

Новый формат развития проекта «Школа Минпросвещения России» – Наставническая лига Свердловской области

Значимым событием в Свердловской области стало создание Наставнической лиги. В ее состав в качестве школ-наставников вошли 15 общеобразовательных организаций из Федеральной наставнической лиги и 24 общеобразовательные организации регионального уровня из пяти управленческих округов области.

Организационно-управленческая модель деятельности Наставнической лиги Свердловской области в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» (далее – Проект) включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней.

На региональном уровне Министерство образования и молодежной политики Свердловской области обеспечивает нормативно-правовую основу деятельности лиги в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Институт развития образования осуществляет координацию деятельности Наставнической лиги, информирует общеобразовательные организации о всероссийских и региональных проектах, обеспечивает выявление и распространение лучших управленческих практик.

На муниципальном уровне органами управления образованием осуществляется анализ результатов самодиагностики общеобразовательных организаций в рамках Проекта и выявляются дефицитные позиции общеобразовательных организаций, в отношении которых необходимо создать условия для перехода общеобразовательной организации на более высокий уровень.

Институциональный уровень представлен общеобразовательными организациями: школами – участниками Проекта и школами-наставниками.

Школа – участник Проекта совместно со школой-наставником определяют дефицитные показатели и выбирают управленческие решения и мероприятия для перехода школы на более высокий уровень. Таким образом осуществляется адресное сопровождение школ.

Приоритетными видами наставничества в деятельности лиги являются партнерское, командное, групповое и реверсивное наставничество.

Логотип Наставнической лиги Свердловской области представляет собой важный элемент визуальной идентификации, который объединяет идеи развития, сотрудничества и культурного наследия не только региона, но и школ – участников Проекта.

Деятельность Наставнической лиги Свердловской области организована в формате проектного офиса, позволяющего максимально интегрировать ресурсы общеобразовательных организаций с целью обмена эффективными управленческими практиками по магистральным направлениям и ключевым условиям Проекта.

Школами-наставниками были разработаны портфели программ по реализации каждого магистрального направления и ключевого условия в рамках общих пакетных решений. Также были спроектированы траектории развития школ – участников Проекта: «Кластеры по трекам», «Управленческий нетворкинг», «Управленческая агломерация».

Деятельность региональной Наставнической лиги началась с взаимодействия со школьными командами в формате «Управленческого стендапа». Своей историей управленческого успеха в Проекте делились школы-наставники. Важно отметить, что школьные команды представили не только эффективные управленческие решения, но и «управленческие фишки» для достижения более высоких результатов по отдельным магистральным направлениям и ключевым условиям. Данный формат работы позволил школьным командам (наставляемым) увидеть проблематику и эффективные управленческие решения, самостоятельно выбрать себе наставников и определить траекторию развития общеобразовательной организации.

Технология пакетных решений в проектном офисе внедрялась на базовом и повышенном уровне, в зависимости от потребности школ-участников и выбранной ими траектории развития. Примером может служить стажировка «Педагогическое сопровождение процесса формирования инженерного мышления у обучающихся в школе», проведенная 16 января 2025 года на базе МАОУ «Лицей № 21» города Первоуральска. Школьные команды продемонстрировали реализацию магистрального направления «Знание»: были даны практические ответы на вопросы о технологиях реализации профильного и предпрофильного обучения, алгоритмах организации сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями, проектировании и реализации индивидуальных маршрутов обучающихся и микрокурсов внеурочной деятельности.

Также управленческие команды продемонстрировали механизмы создания ключевого условия «Образовательная среда» при реализации технологического профиля, акцентируя внимание на особенностях работы в разных видах общеобразовательных организаций – городской, сельской, малокомплектной, школе с обучающимися с ОВЗ.

Деятельность Наставнической лиги, как показывает практика, предполагает положительный результат для всех участников наставнического движения. Для школ-наставников это систематизация и обобщение собственного управленческого опыта по реализации Проекта, а для школ-участников – освоение новых управленческих инструментов и технологий и возможность перехода на более высокий уровень по ключевым условиям и магистральным направлениям.
2025-02-04 17:03