Уфимская гимназия приближается к своему 55-летнему юбилею: школа была открыта в 1970 году; в 1992 году получила статус городской башкирской гимназии. Образовательной организации присвоено имя Фатимы Хамидовны Мустафиной – министра просвещения БАССР. В школе проведена реконструкция, сделан капитальный ремонт.
Второй год в должности директора гимназии работает Булат Ильшадович Зинуров, который поделился уникальным опытом привлечения друзей и партнеров для реализации школьных проектов, нацеленных на создание образовательной экосистемы для развития потенциала каждого ребенка, а также раскрыл несколько профессиональных секретов.
Цели и средства
Задача, стоящая перед гимназией сегодня, ‒ стать центром инновационного образования. Для достижения этой амбициозной цели необходим системный анализ всех школьных процессов, важно увидеть проблемные моменты, понять, как их решить и требуется ли для этого привлечение партнеров.
Одним из главных пунктов в концепции развития гимназии стало создание мотивирующей, интерактивной, трансформируемой образовательной среды, обеспечивающей баланс работы и отдыха, в том числе включающей зоны релаксации. Другими словами, попадая в гимназию, ребенок должен оказаться в таких условиях, которые позволят ему полностью раскрыть себя.
Для создания такой образовательной среды работа ведется по нескольким направлениям: сотрудничество с предприятиями, образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, участие в конкурсах и грантах.
В одной связке
Одним из примеров налаживания взаимодействия между предприятием и образовательной организацией стал большой проект по созданию класса электроэнергетики, который в гимназии развернули в 2021/2022 учебном году. В качестве партнера в проект вошла крупная компания «АСТ», обеспечивающая электроэнергией юг и центр Башкирии. С гимназией компанию породнили общие интересы и задачи в области профориентации и подготовки кадров, будущих профессионалов, которые выйдут из школы.
Компания оборудовала современный кабинет физики. «АСТ» как электросетевое предприятие показывает в классе все теплоэнергетические центры республики, а также свою сеть. Попадая в эту среду ‒ кабинет физики определенного направления, ребенок заинтересовывается. В классе установлены стенды с портретами выдающихся электроэнергетиков и мотивирующими цитатами; здесь проходят встречи со специалистами в области электроэнергетики, которые рассказывают об особенностях работы и о том, какие навыки требуются от специалистов. В рамках профориентационной работы также проводятся экскурсии на предприятия. Школьники, еще не определившиеся с выбором будущей профессии, могут посетить электросетевые компании и изнутри увидеть, что из себя представляет эта область, какие возможности дает работа в ней и что можно сделать, чтобы работать в данной отрасли.
Однако сотрудничество гимназии и компании-партнера не ограничилось лишь оборудованием кабинета физики. В 2022/2023 учебном году при поддержке партнеров в школе провели первую открытую олимпиаду по физике в онлайн-формате. Методическим партнером выступил инженерный факультет Уфимского университета науки и техники, специалисты которого разработали задания олимпиады. На олимпиаду зарегистрировались 1 200 участников, 242 из них стали победителями и призерами. В качестве приза победителям вуз предоставил дополнительные семь баллов при поступлении на инженерный факультет.
В будущем учебном году гимназия планирует расширить успешный опыт и провести более обширную олимпиаду из двух этапов: заочного отборочного этапа и очного – с приглашением в гимназию.
Проведение тематической олимпиады – хороший пример взаимодействия школы, вуза и предприятия, от которого выигрывают все стороны: вуз получил возможность провести профориентационную работу и привлечь абитуриентов. Электросетевая компания заключила соглашение и с гимназией, и с вузом, чтобы студенты в дальнейшем могли прийти на практику на предприятие и, возможно, начать там карьеру. Таким образом, компания решает задачу обновления кадров.
Общие задачи в области профориентации призваны стать стимулом для сотрудничества школ и предприятий, которые сами зачастую готовы идти навстречу, готовы вкладываться в специалиста со школьной скамьи, чтобы в итоге получить необходимые рабочие кадры.
В результате все партнеры – предприятия, вузы, другие образовательные организации, каждое со своими особенностями и своим опытом решения задач, – являются важной частью образовательной экосистемы. Школе же необходимо быть открытой для сотрудничества и обмена опытом, считают в гимназии.
Братья по школе
Интересным примером синергии образовательных организаций является проект «Школы-побратимы», когда гимназия заключает соглашения о сотрудничестве со школами в других регионах. Одним из таких регионов стала Самарская область и родная деревня Фатимы Хамидовны Мустафиной, чье имя носит гимназия. Позиционируя себя как центр изучения родного языка, гимназия проводит онлайн-уроки башкирского языка для обучающихся сельских школ, где нет узкопрофильных специалистов – учителей родного языка.
Аналогичные соглашения гимназия уже подписала со школами Аргаяшского района Челябинской области. Большой потенциал и новые возможности в гимназии видят в онлайн-обучении. В дистанционном формате удобно проводить не только уроки башкирского языка со школами-партнерами, но и обмениваться опытом в рамках семинаров и встреч, а также проводить родительские собрания.
Для изучения родного языка в школе создается мотивирующая образовательная среда: два кабинета башкирского языка, оформленные в этнокультурной стилистике и имеющие конкретную тематику. Один из них – кабинет-музей Ф.Х. Мустафиной, где представлены стенды, витрины, экспонаты, посвященные Фатиме Хамидовне. Ученик, приходя на урок башкирского языка, теперь знает, кто она, знает ее биографию, что она сделала, чтобы гимназия открылась и носила ее имя. В кабинете Центра изучения башкирского языка, истории и культуры башкирского народа представлены стенды с QR-кодами, с помощью которых ребенок может выйти на определенный ресурс, скачать книгу или словарь на башкирском языке. На витринах представлены экспонаты, отражающие культуру народа Башкирии, собранные при поддержке и родителей, и самих учеников, и выпускников. В таких классах среда помогает школьнику погрузиться в культуру и историю народа, и урок башкирского языка становится больше, чем просто уроком.
Кто хочет, ищет возможности
Еще одной образовательной организацией, с которой тесно взаимодействует гимназия, стал Республиканский детский образовательный технопарк РБ в непосредственной близости от школы, располагающий современной материально-технической базой, цифровыми учебными лабораториями. Поскольку школа не имеет подобного оснащения, было налажено сотрудничество с Технопарком, и теперь обучающиеся гимназии отправляются туда на уроки технологии, чтобы заниматься на современных станках, оборудовании, компьютерах. В свою очередь, у Технопарка есть задача по охвату, которая успешно решается за счет того, что школьники посещают Технопарк во время уроков технологии в первой половине дня. Гимназия же дает детям дополнительное образование, организуя также внеурочную деятельность в Технопарке.
Подобный подход уже дал хороший результат: один из учеников гимназии принял участие в международной олимпиаде юных изобретателей в Узбекистане.
По вашим многочисленным заявкам…
Помимо взаимодействия с Технопарком, в последние два года гимназия реализует и другие проекты в сфере дополнительного образования. Все они появились по просьбам самих учеников и их родителей.
Прежде чем открывать тот или иной кружок, управленческая команда школы проводит анкетирование во время собраний, классных часов – «какие кружки вы бы хотели, чтобы мы открыли?». Из предложенных вариантов отбираются самые востребованные направления, под реализацию которых ищут педагогов, возможности, при необходимости заключают соглашения с партнерами.
Особенность гимназии заключается в том, что она работает в одну смену, а вторая половина дня занята дополнительным образованием. Новые направления особенно востребованы в начальной школе, где работают группы продленного дня, и дети после обеда остаются на кружок, делают домашние задания и получают дополнительные навыки.
Одним из примеров взаимодействия с компанией-партнером для реализации дополнительного образования стала школа моделей, которую гимназия открыла совместно с предприятием ГУП БХП «Агидель» Республики Башкортостан. Предприятие специализируется на пошиве национальной одежды, производстве украшений и сувенирной продукции. Когда проходят съезды, форумы легкой промышленности, обучающиеся участвуют в качестве моделей, демонстрируя наряды этого предприятия. Другим совместным проектом стала разработка школьной формы. При участии родителей и детей, особенно девочек, было разработано порядка 10 фасонов платьев для девочек и несколько фасонов пиджаков и костюмов для мальчиков. Их объединяет наличие национальных орнаментов, и ребенок, надевая такую школьную форму, носит ее с удовольствием.
Так школа откликнулась на просьбы детей о более современной школьной форме и попросила ГУП БХП «Агидель» помочь в ее разработке.
Популярным среди старшеклассников проектом стала бизнес-школа, открытая в прошлом учебном году. Раз в месяц в гимназии проходят коворкинг-встречи с предпринимателями по разным темам: как открыть свой бизнес, как его развивать. С помощью бизнес-школы учащиеся могут попробовать себя не только в науке, культуре и спорте, но и в предпринимательстве. Реализация проекта продолжается.
Шире круг
Тематика проектов гимназии очень широка. В прошлом году гимназия выиграла федеральный грант, на деньги которого реализуется новый проект психолого-педагогического сопровождения родителей и учеников, когда общение выстраивается не в формате «ученик и учитель», а как «ученик и учитель-друг, директор-друг», когда дети могут прийти к учителю с любым вопросом. Участие в проекте помогает ребенку более гибко проходить те или иные трудности, которые перед ним возникают.
С привлечением партнеров проходят многочисленные школьные мероприятия. Например, совместно с радио «Юлдаш» в гимназии организовали детский Сабантуй. Был проведен большой праздник с участием артистов и радиоведущих. Школьникам было интересно рассказать о себе на родном башкирском языке, а бабушки и дедушки могли их услышать по радио.
Активное участие гимназия принимает в проекте «Школьный туризм». Более 200 обучающихся посетили Гафурийский и Нуримановский районы. Школа сама выступила с инициативой участвовать в проекте, ей не отказали и выделили определенную квоту под гимназию. Проект позволяет обучающимся глубже погрузиться в историю и культуру родного края, а также выступает стимулом к усердной учебе. Отправиться в тур могут победители и самые активные участники олимпиад и различных конкурсов, так в гимназии мотивируют учеников больше участвовать в жизни школы и добиваться высоких результатов.
Как одна команда
Проектный подход с привлечением школьников, родителей и учителей используется и при создании школьной инфраструктуры. Ярким примером стало создание в гимназии рекреационных зон. Дети пожаловались на то, что учителя не разрешают им рисовать на доске, и попросили сделать специальную зону; в результате в коридоре появилась творческая стена. Особенно она полюбилась ученикам начальных классов: каждую перемену они бегут сюда, рисуют, пишут, играют именно возле этой стены. Это позволяет детям творчески реализовывать себя.
Необычная просьба поступила от юных шахматистов. Созданная два года назад команда шахматистов попросила ростовые шахматы, чтобы играть партии прямо во время перемены. Школа поддержала эту идею, закупила шахматы и создала шахматную зону. Сегодня она пользуется большой популярностью, причем даже те дети, которые не занимались шахматами, теперь хотят попасть в команду и записываются в кружок.
Еще одним примером школьного пространства, разработанного при участии самих детей, стала входная группа. Орнаменты и выбор цвета созданы при поддержке и участии детей и родителей, общими усилиями: родители и школьники включились в переоформление и помогали школьной команде во время летних каникул. Булат Зинуров подчеркивает, что подобный проект может реализовать любой директор, если пожелает, поскольку родители охотно идут навстречу.
Добрую акцию провела одна из выпускниц гимназии, которая сейчас занимает пост директора Уфимского лимонария. По ее инициативе и при поддержке Министерства лесного хозяйства пришкольную территорию засадили цветами. Акция прошла в День защиты детей и с этого года станет ежегодной. В свою очередь, в гимназии не забывают своих выпускников, стараются их поддерживать и приглашать на школьные мероприятия.
Главное – мотивация
Один из самых интересных проектов гимназии ‒ это премия имени Фатимы Мустафиной, созданная при поддержке Министерства образования и науки Республики Башкортостан. В конце учебного года, 25 мая, в день празднования Последнего звонка, премия присуждается ребятам за активное участие в жизни гимназии, за отличную учебу. Лауреатами премии становятся выпускники старших классов: оценивается их учеба, общественная работа, которую они проводили в гимназии. В 2022/2023 учебном году премию получили шесть человек. Помимо учеников, премия присуждается и педагогам, а также партнерам гимназии. В этом году данную премию получила директор детского телеканала «Тамыр», с которым гимназия дружит много лет и даже создала вокальный ансамбль «Тамыр».
Целенаправленная методическая работа ведется с участниками олимпиад и конкурсов. В этом году победителем Всероссийской олимпиады по технологии стала одна из учениц гимназии, и за последние пять лет это уже третья победа гимназии в предметной области «Технология». Возможность попробовать свои силы в любой олимпиаде имеет каждый ученик, а затем предметная работа на протяжении двух или трех лет проводится с самыми успешными участниками. Так, например, учитель технологии уже имеет свою базу, свой состав команды, которая ежегодно дает высокие результаты. Гимназия же старается создать для этого условия, а дети, понимая, какой эффект будет от того, что они станут победителями, стараются попасть в эту команду.
Очень важно, считает Булат Зинуров, давать возможность детям раскрыть себя. В гимназии ребята получают возможность самореализоваться сначала внутри класса, затем школы, а далее – на уровне республики, всей страны.
Кадры решают всё
Решить все поставленные перед гимназией задачи было бы невозможно без сильной команды. Кадровый ресурс гимназии составляют 43 педагога, среди которых есть молодые учителя со стажем работы менее 5 лет. Перспективным направлением развития образовательной организации в гимназии считают работу с кадрами, подчеркивая, что молодым педагогам, которые хоть и не имеют опыта, однако горят желанием работать, обязательно необходимо давать возможность для самореализации.
Примером такого молодого специалиста можно назвать учителя английского языка Анну Корженевскую, которая несколько лет обучалась в Китае и уже год преподает в гимназии. Огромная мотивация и использование новых подходов к обучению, например, преподавание английского языка в сравнении с башкирским и китайским, делает ее уроки очень интересными для учеников.
Учитель физкультуры Загир Аминев ‒ участник супер-реалити-шоу на «СТС» «Суперниндзя» – своим примером показывает, каким должен быть учитель, каким может быть педагог. Во время его участия в шоу за него болела не только вся гимназия, но и вся республика. В своей школе Загир Аминев открыл популярный среди ребят кружок по легкой атлетике, создал команду по бегу, и у него очень много фанатов ‒ учеников, которые в шутку его называют «наш учитель «Суперниндзя».
Со своей стороны управленческая команда школы оказывает молодым педагогам всю необходимую методическую поддержку, помогая реализовать себя, а они, в свою очередь, мотивируют детей.
Я вас слышу
Для развития образовательной среды Булат Зинуров рекомендует коллегам проводить «Час директора». Так называется его проект, в рамках которого он встречается со старшеклассниками без учителей, совершенно свободно. Встречи могут проходить по классам либо со всей параллелью, однако Булат Зинуров отмечает, что в формате встречи с отдельным классом ученики более открыты к диалогу. На таких встречах дети могут задать любой вопрос, предложить тот или иной проект, обсудить любую тему. Этот формат полезен для обсуждения создания тех или иных рекреаций, каких-то улучшений в гимназии, которые хотят увидеть дети. Поэтому при реализации школьных проектов управленческая команда уже знает, что они будут полезны и востребованы у учеников. Номер мобильного телефона директора знает каждый ученик и родитель, и он по возможности старается всегда отвечать, поскольку на собственном опыте знает, что это дает позитивный результат.
«Гостей, которые к нам приходят, всегда приглашаю снова через год, два ‒ увидеть, как мы меняемся. И поэтому приглашаем вас посетить нашу гимназию уже в этом году. Мы постараемся реализовать еще пару проектов, и на следующий год вы опять не узнаете нас», – говорит Булат Зинуров.
Второй год в должности директора гимназии работает Булат Ильшадович Зинуров, который поделился уникальным опытом привлечения друзей и партнеров для реализации школьных проектов, нацеленных на создание образовательной экосистемы для развития потенциала каждого ребенка, а также раскрыл несколько профессиональных секретов.
Цели и средства
Задача, стоящая перед гимназией сегодня, ‒ стать центром инновационного образования. Для достижения этой амбициозной цели необходим системный анализ всех школьных процессов, важно увидеть проблемные моменты, понять, как их решить и требуется ли для этого привлечение партнеров.
Одним из главных пунктов в концепции развития гимназии стало создание мотивирующей, интерактивной, трансформируемой образовательной среды, обеспечивающей баланс работы и отдыха, в том числе включающей зоны релаксации. Другими словами, попадая в гимназию, ребенок должен оказаться в таких условиях, которые позволят ему полностью раскрыть себя.
Для создания такой образовательной среды работа ведется по нескольким направлениям: сотрудничество с предприятиями, образовательными организациями, учреждениями культуры и спорта, участие в конкурсах и грантах.
В одной связке
Одним из примеров налаживания взаимодействия между предприятием и образовательной организацией стал большой проект по созданию класса электроэнергетики, который в гимназии развернули в 2021/2022 учебном году. В качестве партнера в проект вошла крупная компания «АСТ», обеспечивающая электроэнергией юг и центр Башкирии. С гимназией компанию породнили общие интересы и задачи в области профориентации и подготовки кадров, будущих профессионалов, которые выйдут из школы.
Компания оборудовала современный кабинет физики. «АСТ» как электросетевое предприятие показывает в классе все теплоэнергетические центры республики, а также свою сеть. Попадая в эту среду ‒ кабинет физики определенного направления, ребенок заинтересовывается. В классе установлены стенды с портретами выдающихся электроэнергетиков и мотивирующими цитатами; здесь проходят встречи со специалистами в области электроэнергетики, которые рассказывают об особенностях работы и о том, какие навыки требуются от специалистов. В рамках профориентационной работы также проводятся экскурсии на предприятия. Школьники, еще не определившиеся с выбором будущей профессии, могут посетить электросетевые компании и изнутри увидеть, что из себя представляет эта область, какие возможности дает работа в ней и что можно сделать, чтобы работать в данной отрасли.
Однако сотрудничество гимназии и компании-партнера не ограничилось лишь оборудованием кабинета физики. В 2022/2023 учебном году при поддержке партнеров в школе провели первую открытую олимпиаду по физике в онлайн-формате. Методическим партнером выступил инженерный факультет Уфимского университета науки и техники, специалисты которого разработали задания олимпиады. На олимпиаду зарегистрировались 1 200 участников, 242 из них стали победителями и призерами. В качестве приза победителям вуз предоставил дополнительные семь баллов при поступлении на инженерный факультет.
В будущем учебном году гимназия планирует расширить успешный опыт и провести более обширную олимпиаду из двух этапов: заочного отборочного этапа и очного – с приглашением в гимназию.
Проведение тематической олимпиады – хороший пример взаимодействия школы, вуза и предприятия, от которого выигрывают все стороны: вуз получил возможность провести профориентационную работу и привлечь абитуриентов. Электросетевая компания заключила соглашение и с гимназией, и с вузом, чтобы студенты в дальнейшем могли прийти на практику на предприятие и, возможно, начать там карьеру. Таким образом, компания решает задачу обновления кадров.
Общие задачи в области профориентации призваны стать стимулом для сотрудничества школ и предприятий, которые сами зачастую готовы идти навстречу, готовы вкладываться в специалиста со школьной скамьи, чтобы в итоге получить необходимые рабочие кадры.
В результате все партнеры – предприятия, вузы, другие образовательные организации, каждое со своими особенностями и своим опытом решения задач, – являются важной частью образовательной экосистемы. Школе же необходимо быть открытой для сотрудничества и обмена опытом, считают в гимназии.
Братья по школе
Интересным примером синергии образовательных организаций является проект «Школы-побратимы», когда гимназия заключает соглашения о сотрудничестве со школами в других регионах. Одним из таких регионов стала Самарская область и родная деревня Фатимы Хамидовны Мустафиной, чье имя носит гимназия. Позиционируя себя как центр изучения родного языка, гимназия проводит онлайн-уроки башкирского языка для обучающихся сельских школ, где нет узкопрофильных специалистов – учителей родного языка.
Аналогичные соглашения гимназия уже подписала со школами Аргаяшского района Челябинской области. Большой потенциал и новые возможности в гимназии видят в онлайн-обучении. В дистанционном формате удобно проводить не только уроки башкирского языка со школами-партнерами, но и обмениваться опытом в рамках семинаров и встреч, а также проводить родительские собрания.
Для изучения родного языка в школе создается мотивирующая образовательная среда: два кабинета башкирского языка, оформленные в этнокультурной стилистике и имеющие конкретную тематику. Один из них – кабинет-музей Ф.Х. Мустафиной, где представлены стенды, витрины, экспонаты, посвященные Фатиме Хамидовне. Ученик, приходя на урок башкирского языка, теперь знает, кто она, знает ее биографию, что она сделала, чтобы гимназия открылась и носила ее имя. В кабинете Центра изучения башкирского языка, истории и культуры башкирского народа представлены стенды с QR-кодами, с помощью которых ребенок может выйти на определенный ресурс, скачать книгу или словарь на башкирском языке. На витринах представлены экспонаты, отражающие культуру народа Башкирии, собранные при поддержке и родителей, и самих учеников, и выпускников. В таких классах среда помогает школьнику погрузиться в культуру и историю народа, и урок башкирского языка становится больше, чем просто уроком.
Кто хочет, ищет возможности
Еще одной образовательной организацией, с которой тесно взаимодействует гимназия, стал Республиканский детский образовательный технопарк РБ в непосредственной близости от школы, располагающий современной материально-технической базой, цифровыми учебными лабораториями. Поскольку школа не имеет подобного оснащения, было налажено сотрудничество с Технопарком, и теперь обучающиеся гимназии отправляются туда на уроки технологии, чтобы заниматься на современных станках, оборудовании, компьютерах. В свою очередь, у Технопарка есть задача по охвату, которая успешно решается за счет того, что школьники посещают Технопарк во время уроков технологии в первой половине дня. Гимназия же дает детям дополнительное образование, организуя также внеурочную деятельность в Технопарке.
Подобный подход уже дал хороший результат: один из учеников гимназии принял участие в международной олимпиаде юных изобретателей в Узбекистане.
По вашим многочисленным заявкам…
Помимо взаимодействия с Технопарком, в последние два года гимназия реализует и другие проекты в сфере дополнительного образования. Все они появились по просьбам самих учеников и их родителей.
Прежде чем открывать тот или иной кружок, управленческая команда школы проводит анкетирование во время собраний, классных часов – «какие кружки вы бы хотели, чтобы мы открыли?». Из предложенных вариантов отбираются самые востребованные направления, под реализацию которых ищут педагогов, возможности, при необходимости заключают соглашения с партнерами.
Особенность гимназии заключается в том, что она работает в одну смену, а вторая половина дня занята дополнительным образованием. Новые направления особенно востребованы в начальной школе, где работают группы продленного дня, и дети после обеда остаются на кружок, делают домашние задания и получают дополнительные навыки.
Одним из примеров взаимодействия с компанией-партнером для реализации дополнительного образования стала школа моделей, которую гимназия открыла совместно с предприятием ГУП БХП «Агидель» Республики Башкортостан. Предприятие специализируется на пошиве национальной одежды, производстве украшений и сувенирной продукции. Когда проходят съезды, форумы легкой промышленности, обучающиеся участвуют в качестве моделей, демонстрируя наряды этого предприятия. Другим совместным проектом стала разработка школьной формы. При участии родителей и детей, особенно девочек, было разработано порядка 10 фасонов платьев для девочек и несколько фасонов пиджаков и костюмов для мальчиков. Их объединяет наличие национальных орнаментов, и ребенок, надевая такую школьную форму, носит ее с удовольствием.
Так школа откликнулась на просьбы детей о более современной школьной форме и попросила ГУП БХП «Агидель» помочь в ее разработке.
Популярным среди старшеклассников проектом стала бизнес-школа, открытая в прошлом учебном году. Раз в месяц в гимназии проходят коворкинг-встречи с предпринимателями по разным темам: как открыть свой бизнес, как его развивать. С помощью бизнес-школы учащиеся могут попробовать себя не только в науке, культуре и спорте, но и в предпринимательстве. Реализация проекта продолжается.
Шире круг
Тематика проектов гимназии очень широка. В прошлом году гимназия выиграла федеральный грант, на деньги которого реализуется новый проект психолого-педагогического сопровождения родителей и учеников, когда общение выстраивается не в формате «ученик и учитель», а как «ученик и учитель-друг, директор-друг», когда дети могут прийти к учителю с любым вопросом. Участие в проекте помогает ребенку более гибко проходить те или иные трудности, которые перед ним возникают.
С привлечением партнеров проходят многочисленные школьные мероприятия. Например, совместно с радио «Юлдаш» в гимназии организовали детский Сабантуй. Был проведен большой праздник с участием артистов и радиоведущих. Школьникам было интересно рассказать о себе на родном башкирском языке, а бабушки и дедушки могли их услышать по радио.
Активное участие гимназия принимает в проекте «Школьный туризм». Более 200 обучающихся посетили Гафурийский и Нуримановский районы. Школа сама выступила с инициативой участвовать в проекте, ей не отказали и выделили определенную квоту под гимназию. Проект позволяет обучающимся глубже погрузиться в историю и культуру родного края, а также выступает стимулом к усердной учебе. Отправиться в тур могут победители и самые активные участники олимпиад и различных конкурсов, так в гимназии мотивируют учеников больше участвовать в жизни школы и добиваться высоких результатов.
Как одна команда
Проектный подход с привлечением школьников, родителей и учителей используется и при создании школьной инфраструктуры. Ярким примером стало создание в гимназии рекреационных зон. Дети пожаловались на то, что учителя не разрешают им рисовать на доске, и попросили сделать специальную зону; в результате в коридоре появилась творческая стена. Особенно она полюбилась ученикам начальных классов: каждую перемену они бегут сюда, рисуют, пишут, играют именно возле этой стены. Это позволяет детям творчески реализовывать себя.
Необычная просьба поступила от юных шахматистов. Созданная два года назад команда шахматистов попросила ростовые шахматы, чтобы играть партии прямо во время перемены. Школа поддержала эту идею, закупила шахматы и создала шахматную зону. Сегодня она пользуется большой популярностью, причем даже те дети, которые не занимались шахматами, теперь хотят попасть в команду и записываются в кружок.
Еще одним примером школьного пространства, разработанного при участии самих детей, стала входная группа. Орнаменты и выбор цвета созданы при поддержке и участии детей и родителей, общими усилиями: родители и школьники включились в переоформление и помогали школьной команде во время летних каникул. Булат Зинуров подчеркивает, что подобный проект может реализовать любой директор, если пожелает, поскольку родители охотно идут навстречу.
Добрую акцию провела одна из выпускниц гимназии, которая сейчас занимает пост директора Уфимского лимонария. По ее инициативе и при поддержке Министерства лесного хозяйства пришкольную территорию засадили цветами. Акция прошла в День защиты детей и с этого года станет ежегодной. В свою очередь, в гимназии не забывают своих выпускников, стараются их поддерживать и приглашать на школьные мероприятия.
Главное – мотивация
Один из самых интересных проектов гимназии ‒ это премия имени Фатимы Мустафиной, созданная при поддержке Министерства образования и науки Республики Башкортостан. В конце учебного года, 25 мая, в день празднования Последнего звонка, премия присуждается ребятам за активное участие в жизни гимназии, за отличную учебу. Лауреатами премии становятся выпускники старших классов: оценивается их учеба, общественная работа, которую они проводили в гимназии. В 2022/2023 учебном году премию получили шесть человек. Помимо учеников, премия присуждается и педагогам, а также партнерам гимназии. В этом году данную премию получила директор детского телеканала «Тамыр», с которым гимназия дружит много лет и даже создала вокальный ансамбль «Тамыр».
Целенаправленная методическая работа ведется с участниками олимпиад и конкурсов. В этом году победителем Всероссийской олимпиады по технологии стала одна из учениц гимназии, и за последние пять лет это уже третья победа гимназии в предметной области «Технология». Возможность попробовать свои силы в любой олимпиаде имеет каждый ученик, а затем предметная работа на протяжении двух или трех лет проводится с самыми успешными участниками. Так, например, учитель технологии уже имеет свою базу, свой состав команды, которая ежегодно дает высокие результаты. Гимназия же старается создать для этого условия, а дети, понимая, какой эффект будет от того, что они станут победителями, стараются попасть в эту команду.
Очень важно, считает Булат Зинуров, давать возможность детям раскрыть себя. В гимназии ребята получают возможность самореализоваться сначала внутри класса, затем школы, а далее – на уровне республики, всей страны.
Кадры решают всё
Решить все поставленные перед гимназией задачи было бы невозможно без сильной команды. Кадровый ресурс гимназии составляют 43 педагога, среди которых есть молодые учителя со стажем работы менее 5 лет. Перспективным направлением развития образовательной организации в гимназии считают работу с кадрами, подчеркивая, что молодым педагогам, которые хоть и не имеют опыта, однако горят желанием работать, обязательно необходимо давать возможность для самореализации.
Примером такого молодого специалиста можно назвать учителя английского языка Анну Корженевскую, которая несколько лет обучалась в Китае и уже год преподает в гимназии. Огромная мотивация и использование новых подходов к обучению, например, преподавание английского языка в сравнении с башкирским и китайским, делает ее уроки очень интересными для учеников.
Учитель физкультуры Загир Аминев ‒ участник супер-реалити-шоу на «СТС» «Суперниндзя» – своим примером показывает, каким должен быть учитель, каким может быть педагог. Во время его участия в шоу за него болела не только вся гимназия, но и вся республика. В своей школе Загир Аминев открыл популярный среди ребят кружок по легкой атлетике, создал команду по бегу, и у него очень много фанатов ‒ учеников, которые в шутку его называют «наш учитель «Суперниндзя».
Со своей стороны управленческая команда школы оказывает молодым педагогам всю необходимую методическую поддержку, помогая реализовать себя, а они, в свою очередь, мотивируют детей.
Я вас слышу
Для развития образовательной среды Булат Зинуров рекомендует коллегам проводить «Час директора». Так называется его проект, в рамках которого он встречается со старшеклассниками без учителей, совершенно свободно. Встречи могут проходить по классам либо со всей параллелью, однако Булат Зинуров отмечает, что в формате встречи с отдельным классом ученики более открыты к диалогу. На таких встречах дети могут задать любой вопрос, предложить тот или иной проект, обсудить любую тему. Этот формат полезен для обсуждения создания тех или иных рекреаций, каких-то улучшений в гимназии, которые хотят увидеть дети. Поэтому при реализации школьных проектов управленческая команда уже знает, что они будут полезны и востребованы у учеников. Номер мобильного телефона директора знает каждый ученик и родитель, и он по возможности старается всегда отвечать, поскольку на собственном опыте знает, что это дает позитивный результат.
«Гостей, которые к нам приходят, всегда приглашаю снова через год, два ‒ увидеть, как мы меняемся. И поэтому приглашаем вас посетить нашу гимназию уже в этом году. Мы постараемся реализовать еще пару проектов, и на следующий год вы опять не узнаете нас», – говорит Булат Зинуров.