Опыт регионов

Ирина Грабцевич: «Вкус к конструированию, изобретательству нужно формировать с детства»

ИНТЕРВЬЮ С РЕГИОНАЛЬНЫМ МИНИСТРОМ
Федеральная поддержка системы общего образования предназначена для каждой школы, где бы она ни находилась, а не только для расположенных в мегаполисах, и это особенно ценно, отмечает начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Грабцевич. В интервью журналу «Время образования» она рассказала, как в регионе реализуется проект «Школа Минпросвещения России», какие задачи решаются благодаря сотрудничеству с предприятиями и какие мероприятия проводятся в Год педагога и наставника.

‒ Ирина Борисовна, как сегодня организовано взаимодействие Вашего департамента с Министерством просвещения Российской Федерации? Что особенно важно в совместной работе?

‒ Мне как руководителю органа исполнительной власти субъекта России очень импонирует, что в последние три года в сфере образования выстраивается единая вертикаль государственного управления – от федерального министерства через региональные, муниципальные органы до каждой образовательной организации. Благодаря этой вертикали на всей территории страны формируется единое образовательное пространство.

И еще важно, что федеральная поддержка системы общего образования сегодня предназначена для каждой школы, где бы она ни находилась, а не только для тех, что расположены в столичных городах, мегаполисах. Для Томской области это особенно ценно: у нас есть поселки, которые при определенных погодных условиях остаются без наземного сообщения, и добраться туда можно только раз в неделю на вертолете. Обновление материально-технической базы школ, обеспечение их интернетом, единым образовательным контентом, сопровождение педагогов – все это позволяет создать равные условия для каждого ребенка.

‒ Идея равного доступа к качественному образования легла в основу проекта «Школа Минпросвещения России». Как он реализуется в Томской области?

‒ Действительно, для нас этот проект – инструмент создания широкого спектра образовательных возможностей в каждой школе. Анализируя запросы детей, школа выстраивает программу собственного дальнейшего развития. В пилотный проект мы включили прежде всего школы, которые участвуют в программе «Модернизация школьных систем образования», и новостройки, открывшиеся в рамках нацпроекта «Образование».
Но, помимо таких школ, в проект вошли и другие, в которых пока возможностей для детей гораздо меньше, и, значит, их нужно создавать. Из 304 школ Томской области две трети – сельские, треть – малокомплектные, и равные условия для каждого ребенка должны быть в каждой из них. Понятно, что тот же театр или спортклуб в школе на 50 человек не может быть таким же, как в «тысячнике», но он там тоже необходим. Как и психолого-педагогическая служба, медиапространство, управляющий совет, возможность профориентации и выбора образовательной траектории, в том числе по естественно-научным и инженерным направлениям и т. д.

‒ Развитие этих направлений способствует формированию технологического суверенитета страны. Что для этого делается в школах Томской области?

‒ Не только в школах. К этой работе подключаются различные уровни и ступени образования, обеспечивается преемственность.

Вкус к конструированию, изобретательству нужно формировать с детства, поэтому в нашем регионе реализуется проект «Развитие пространственного мышления дошкольников как основа формирования естественно-научных, цифровых и инженерных компетенций человека будущего».
Интерес к географии развивается благодаря международному проекту «Уроки из океана», к которому тоже подключаются дошкольники: наш земляк, путешественник Евгений Ковалевский общается с детьми и просвещает их во время своего кругосветного путешествия, находясь в разных странах. Координатором этих региональных проектов является ТОИПКРО.

Школы сотрудничают не только с СПО и вузами, но и через них – с предприятиями. Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) при поддержке индустриального партнера открыл в томской школе «Перспектива» Центр компетенций в области искусственного интеллекта. В учебных планах старшеклассников теперь есть предмет «Технологии искусственного интеллекта», в основе обучения – принцип проектной работы.

Мы создали проект «Территория интеллекта», в рамках которого формируем у школьников цифровые компетенции и навыки технологического предпринимательства. Он предусматривает и работу с цифровой платформой (задачи, кейсы, квизы по инженерной тематике), и выполнение проектов и заказов от предприятий реального сектора экономики в режиме офлайн. Дети не просто учатся, но и работают руками, а это очень ценно для формирования инженера.

‒ Как в Вашем регионе проходит Год педагога и наставника? Какие мероприятия Вы считаете наиболее оригинальными и интересными?

‒ Старт Года педагога и наставника был дан в феврале на торжественной церемонии с участием нашего губернатора Владимира Владимировича Мазура. Была заложена «капсула времени» с посланием учителям будущего – она хранится в ТОИПКРО, и ее нужно будет открыть в 2053 году.
У нас есть формат общения с коллегами на местах – «День Департамента», когда мы выезжаем в муниципалитеты и образовательные организации, анализируем их работу. Теперь в рамках этих мероприятий мы обязательно чествуем учителей, вручаем благодарственные письма представителям педагогических династий.

Мы запускаем конкурс на соискание грантов на развитие региональной системы образования «Ступени» ‒ педагогические и управленческие команды смогут предложить проекты, связанные с воспитанием, повышением качества образования и цифровизацией.
В рамках проекта «Фестиваль нескучных уроков» учителя смогут выставить свои уроки на онлайн-голосование. Авторы уроков, вошедших в топ-20, поедут в образовательный тур по регионам России.

И, конечно, мы планируем серию встреч губернатора Томской области с педагогами, в том числе с представителями педагогических династий. Торжественный прием состоится в честь Дня учителя.

‒ Расскажите о развитии педагогических кадров в Томской области. Каковы основные принципы работы с педагогами?

‒ Я всегда говорю, что учитель должен быть образцом для подражания. Его мироощущение, поведение, поступки – лучший инструмент для воспитания детей.
Мы свою задачу видим в том, чтобы привести в профессию таких учителей, создать условия, чтобы они удержались в профессии и продуктивно работали в последующие годы. Для тех, кто только начал работать в школе, есть дополнительные материальные стимулы, а также особая методическая поддержка от ТОИПКРО, региональных предметных ассоциаций и ассоциации молодых педагогов.

В системе общего образования у нас проводятся 13 профессиональных конкурсов (для школьных учителей, педагогов дополнительного образования, управленцев, учителей-дефектологов и пр.), и все они поддерживаются премиями губернатора.

Подробнее читайте в выпуске журнала «Время образования», май 2023: https://quick.apkpro.ru/q/zzTVXTve