Гимназия №11 города-курорта Пятигорска – участница проекта «Школа Минпросвещения России» – радушно встретила гостей после капитального ремонта и предоставила площадку для проведения мероприятия. В ходе экскурсии по гимназии, предложенной и проведенной администрацией школы, почетные гости и участники семинара увидели, как реализуется проект в учреждениях образования Ставропольского края. Светлые аудитории, оснащенные оборудованием, необходимым для проведения современных уроков, информативное и лаконичное образовательное пространство гимназии, создающее рабочую и одновременно творческую атмосферу, расположили всех к началу продуктивной деятельности. Команда школы, включающая администрацию, педагогов, ученический актив, приложила максимум усилий для того, чтобы гости и участники семинара смогли работать на высоком уровне продуктивности.
Со словами приветствия и пожеланиями плодотворной творческой работы к участникам обратились заместитель главы администрации города Пятигорска, начальник муниципального учреждения «Управление образования администрации города Пятигорска» Васютина Наталья Алексеевна, первый проректор СКИРО ПК и ПРО, региональный координатор проекта в Ставропольском крае Евмененко Елена Владимировна, главы делегаций. Руководитель ЦНППМ Цифанова Ирина Владимировна пригласила всех в аудитории, где методисты и тьюторы ЦНППМ СКИРО ПК и ПРО представили интерактивные мастер-классы, основанные на конвергентном подходе. Конвергентный подход как одно из магистральных направлений «Знание» может дать интересный творческий результат и стать одним из факторов готовности выпускников к активной профессиональной деятельности. В этом смогли убедиться участники и почетные гости межрегионального семинара.
Атомная энергия – опасность или перспективное направление развития цивилизации? Над этим вопросом было предложено задуматься участникам межрегионального семинара в методической мастерской истории и физики. Руководитель ЦНППМ кандидат исторических наук Ирина Владимировна Цифанова и тьютор ЦНППМ кандидат физико-математических наук Сергей Викторович Лисицын построили работу как осмысление роли атома в истории развития человечества и интерактивное действие, нацеленное на оценку перспектив развития атомной энергетики в условиях современного мира. Работа мастерской затронула и воспитательные аспекты – выводы, сделанные участниками, касались формирования ответственного отношения к результатам деятельности человека и осознания роли научного знания в развитии человечества.
«ТИПОграфика» как современное искусство – такое направление работы методической мастерской информатики и математики позволило методистам ЦНППМ Дмитрию Сергеевичу Похолку и Татьяне Владимировне Давыдовой вовлечь участников в активную работу: создать арт-объект, используя геометрические тела, и обосновать реализованную идею. А потом в программе «КОМПАС-3D» спроектировать дизайнерский стакан, используя моделирование цилиндра и усеченного конуса. Интеграция затронула не только предметные области, но и возможности формирования креативных навыков сегодняшних педагогов и школьников. Школа как пространство для творчества – одно из направлений работы современных образовательных учреждений согласно проекту «Школа Минпросвещения России».
Детективная история, распутать которую помогут эксперименты с кислотами и щелочами, радонитом калия, протравливанием пирита и выяснением свойств золота, стала основой работы методической мастерской по химии и литературе, которую организовали методисты ЦНППМ Эдуард Владимирович Горчаков и Елена Витальевна Иващенко. В ходе импровизированного расследования участники не только расследовали запутанную историю, подтверждая гипотезы экспериментально, но и выстраивали сюжет рассказа о новом расследовании Шерлока Холмса. Для успешной работы понадобились не только предметные знания, но и навыки сотрудничества, командная работа участников. В проекте «Школа Минпросвещения России» отводится особая роль функционированию школьных команд. Продемонстрировать значимость и эффективность командной работы получилось!
Доказать, что Ставрополье – место обитания древнейших китообразных и лишь тысячи лет спустя – родина южных слонов, пригласили аудиторию методист Валерия Юрьевна Воронина и тьютор Николай Николаевич Свечкарев. Опираясь на один из основополагающих принципов проекта «Школа Минпросвещения России» – создание интегративной образовательной среды, они продемонстрировали практические методы работы с цифровой лабораторией и программой моделирования BLENDER, организовали работу мастерской по биологии и географии как исследование, в котором задействовали всех участников межрегионального семинара.
Завершающим этапом работы стало командное проектирование, в ходе которого генерировались новые идеи реализации конвергентного подхода на основе предметных и методических компетенций педагогов, студентов, школьников, представителей системы дополнительного профессионального образования, объединившихся в творческие команды. Творческая атмосфера и позитивная обратная связь, полученная от участников семинара, показали востребованность и перспективность нового формата педагогического взаимодействия участников образовательных отношений.
Отзывы, полученные в заключение работы межрегионального семинара от участников, позволяют сделать вывод о востребованности предложенного формата и безусловном интересе представителей профессионального педагогического сообщества, задействованных в реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Ведь его миссией провозглашается создание центров образования, воспитания и просвещения, объединяющих духовно и территориально разные группы детей и взрослых для творческого построения будущего России.
Почетные гости тоже дали высокую оценку проведенной работе. Делегации Республик Северного Кавказа единодушно выразили благодарность организаторам за творческий подход, инновационный характер представленных форматов работы с аудиторией. Были достигнуты договоренности о распространении опыта проведения семинара в образовательных учреждениях Дагестанской, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республик и Ставропольского края в 2023 году.