Опыт регионов

Как помочь школе разработать программу развития: опыт Челябинской области

О региональных инструментах сопровождения образовательных организаций при формировании программ развития в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» рассказала Юлия Баранова, первый проректор Челябинского института развития образования.

Задача нашего института – осуществлять комплексное сопровождение образовательных организаций. В Челябинской области 787 школ, распределенных по огромной территории, и нам нужно достучаться до каждой.

Для сопровождения образовательных организаций в части разработки программ развития мы используем целый комплекс инструментов, которые можно условно разделить на технологические, информационные и методические. Все они открыты, помогают не только разработать, но и в дальнейшем актуализировать программу, могут использоваться не только в Челябинской области, но и в других субъектах Российской Федерации, помогая найти ответы на возникающие вопросы.

Технологические инструменты
Один из технологических инструментов – система дашбордов Ситуационно-информационного центра (СИЦ) «Образование в Челябинской области». Она дает возможность единой визуализации проблемно ориентированного анализа школы по ключевым направлениям и условиям проекта «Школа Минпросвещения России». Представлены данные по всем школам Челябинской области.

Фильтры позволяют выбрать муниципалитет, категорию образовательных организаций (коррекционные, с низкими образовательными результатами и проч.), конкретную школу. Общий вид – тепловая карта, которая позволяет сразу же увидеть, по каким показателям дела в школе обстоят хорошо, а по каким не очень. Система дашбордов помогает школам обмениваться опытом, находить партнеров, знакомиться с результатами самодиагностики.

Кроме того, в СИЦ можно получить автоматизированную аналитику в виде краткой и наглядной единой справки с показателями школы, над которыми нужно работать. У каждой образовательной организации эта аналитика формируется по всем мониторингам исследования качества образования, которые проводятся в Челябинской области (воспитание, инфраструктура, эффективность деятельности руководителей, «Школа Минпросвещения России» и проч.). Это помогает сформулировать задачи и направления работы в рамках программы развития.

Информационные инструменты
Школы Челябинской области активно используют информационную образовательную платформу «Отличная школа74.ru». Здесь, в частности, размещены видеоконсультации руководителей образовательных организаций, посвященные проектированию программ развития, продолжительностью 30–40 минут. Послушав эти консультации, можно получить ответ на вопрос «Как это делают другие?».

И, конечно, полезную информацию можно найти на сайте Челябинского института развития образования – один из разделов посвящен «Школе Минпросвещения России». Там есть в том числе письма с аналитикой по результатам самодиагностики.

Методические альбомы
Подробнее расскажу о методических инструментах.
С 2016 года в нашем регионе существует образовательная агломерация по развитию систем оценки качества образования, включающая в себя представителей практически всех муниципалитетов. Они формируют модельные решения на уровне региона, и в прошлом году были выпущены два методических альбома.

Это Методический альбом муниципальной команды «Школы Минпросвещения России» и Методический альбом педагогической команды «Школы Минпросвещения России». В первом представлены модельные решения по формированию муниципальных программ развития системы управления качеством образования, во втором – модельные решения по формированию школьных программ развития.

Второй альбом разработан при участии представителей 18 муниципалитетов и представляет собой технологические карты, которые позволяют показать алгоритм работы управленческой команды по проектированию программы развития. Очень важно, что он содержит примерные (модельные) документы – решения, которые могут быть применены и скорректированы управленческой командой при проектировании программы развития с учетом специфики образовательной организации.

Альбом состоит из двух разделов. В первом разделе представлен алгоритм работы управленческой команды школы в контексте проблемно ориентированного анализа по результатам самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России», во втором – алгоритм работы по проектированию программы развития (он включает все этапы, в том числе мониторинг и оценку реализации программы). Также в альбом включены приложения по всем магистральным направлениям развития и ключевым условиям.

К альбому мы прикладываем не просто выявленные управленческие решения, но и, например, положение об учебно-исследовательской и проектной деятельности, положение о контроле текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, положение о внутренней системе оценки качества образования. Фактически это совокупность тех локальных нормативных актов, которые «обслуживают» реализацию программы развития образовательной организации.

В альбоме представлены формы дорожных карт, и это очень похоже на материалы Методических рекомендаций, разработанных на федеральном уровне: школьной команде важно выбрать оптимальный вариант, который подходит конкретной образовательной организации. В алгоритме работы управленческой команды предложены даже ключевые фразы, которые можно использовать при разработки программы, и, на наш взгляд, это не умаляет ее оригинальность, а, напротив, способствует грамотному изложению материала, корректному использованию терминологии и формированию единого культурного пространства.

В целом материалы методических альбомов позволяют директору и всей управленческой команде школы ответить на вопрос «Как это сделать?».

«Директорский час»
При реализации проекта «Школа Минпросвещения России» у директоров возникает много вопросов, и эти вопросы становятся более конкретными и сложными, когда школьная команда начинает разрабатывать программу развития. Поэтому еще один методический инструмент, который мы используем, – «Директорский час». Так называется методическое совещание, которое раз в месяц в течение часа проходит в «Сферуме» с руководителями образовательных организаций (зарегистрироваться на него могут только директора).

Совещания посвящены, например, содержательным аспектам программы развития в рамках самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России», управлению школой по результатам самодиагностики и проч. При регистрации директора обязательно заполняют «Опросникум» (и мы видим проблемные поля, над которыми нужно работать), задают вопросы, на которые в течение часа получают аргументированные ответы. Записи «Директорских часов» размещены на портале «Отличная школа74.ru», так что директор всегда может к ним обратиться.

Конкурс программ развития
С 2018 года в Челябинской области проходит конкурс программ развития (мы его называем конкурсом программ развития по управлению качеством образования). В нем участвуют образовательные организации и муниципальные органы управления образованием, оценивается вклад программ развития в реализацию государственной политики в сфере образования.

Экспертные листы, по которым на конкурсе проводится общественная экспертиза и осуществляется защита, по сути, становятся чек-листами, которые образовательная организация может использовать на всех этапах работы с программой развития. Это поможет понять, какие решения были выбраны правильно, а какие нет.

Сейчас мы объявляем очередной конкурс и приглашаем к участию также коллег из других регионов. Если конкурс их заинтересует и выйдет за пределы Челябинской области, у него начнется новая жизнь.

Модельные программы развития
Мы считаем важным формирование региональных модельных программ развития образовательных организаций. В этом году наша межмуниципальная проектная группа работает над такими программами для двух категорий школ – школ-лидеров (находятся в «зеленой зоне») и школ, которым необходимо устранять и преодолевать дефициты (находятся в «красной зоне»). Планируем сформировать эти программы до октября этого года, вынести на общественно-профессиональное обсуждение, провести их экспертизу и опубликовать.

В Челябинской области сформированы подходы к формированию паспорта программы развития. Они соответствуют тем положениям, которые предложены в Методических рекомендациях по разработке, утверждению и согласованию программ развития общеобразовательных организаций; позволяют сделать программу достаточно краткой, обоснованной и учесть те аспекты, над которыми школе необходимо работать.