Опыт регионов

Опыт организации образовательной среды и воспитательной работы в школе «Артека»

Приветствуя участников семинара, директор Международного детского центра Константин Федоренко рассказал о том, что школа «Артека» уже второй год работает как федеральная инновационная площадка, а ее тема – организация сетевого взаимодействия. Он подчеркнул, что очень важно продвигать инструменты, наработки, технологии школы для внедрения в образовательных организациях России. Говоря об управленческих приоритетах и направлениях в сфере воспитания и образования, руководитель сделал акцент на том, что в школе все делается так, «как для своих детей, и других критериев не может быть». Он отметил: «Школа «Артека» – это федеральная инновационная площадка, через которую мы транслируем наши технологии. Школа участвует во всех проектах и является флагманом абсолютно во всем. Мы двигаемся по трем направлениям: это инфраструктура, подготовка и переподготовка учителей, стажировки. А еще, конечно, мотивация педагогов на участие во всех конкурсах. И это позволяет им расти».

Директор «Артека» обратил внимание участников семинара на то, что «задача, поставленная правительством, – вернуть «Артеку» статус главного мотиватора детей к развитию, к достижениям, как это было в советское время. Если на 1 января 2019 года у нас было 182 тысячи заявок на 42 тысячи путевок в «Артек», то сегодня на то же количество путевок – 1 миллион заявок. 2 миллиона заявок – это та цифра, к которой команда «Артека» идет к 2025 году. 10% школьников подадут заявки – значит, мы уже влияем на детей».

И школа в достижении поставленных целей играет важную роль. На пленарной части семинара педагоги Международного детского центра поделились с коллегами методическими и педагогическими находками, которые могут быть полезны в работе, предложили свои технологии, а главное – современные инструменты.

Выступая с докладом, директор школы Наталья Царькова представила общие аспекты концепции образовательной среды школы «Артека», рассказала о формировании субъективной позиции обучающихся через возможности образовательной среды и провела анализ подходов к организации образовательной среды через призму проекта «Школа Минпросвещения России».

«Учитель одинок, когда он не привлекает дополнительные ресурсы, которые помогают ему развивать ребенка, воспитывать и формировать ответственного гражданина Российской Федерации. У нас есть эти находки. Мы только что вернулись с Форума классных руководителей, где еще раз поняли, что 100-летний опыт «Артека» сегодня трансформирован через школу с постоянным контингентом. Те традиции, те технологии, которые были рождены в разное время в «Артеке», претворены в жизнь. И мы имеем хорошие результаты. Увидели большой запрос на то, что мы можем предложить и чем обогатить педагогические практики учителей России», ‒ прокомментировала Наталья Царькова важность общения с коллегами из Севастополя.

Также артековские педагоги рассказали о работе с кадрами, развитии субъективной позиции учителя как инструменте повышения качества образования, об участии школьных команд в конкурсах и олимпиадах, эффектах и результатах, привнесенных в практику работы школы.

Еще одна волнующая педагогов тема – воспитательная работа. Рассказывая о программе воспитания в школе «Артека» и ее особенностях, заместитель директора школы по воспитательной работе Ирина Воробьева отметила, что здесь задействованы и традиции, и новации, и работа классов по направлениям, а еще интеграция основного и дополнительного образования, поддержка и развитие обучающихся через систему школьного самоуправления, участие в социальных проектах. Не менее важное направление, которое было озвучено на встрече, – это включение родительского сообщества в жизнь школы.

Во время интерактивной экскурсии по артековской школе и посещения мастер-классов участники семинара познакомились с технологиями и технологическим оборудованием, которые используются в учебном и во внеучебном процессах. Гости увидели, как задействованы в деятельности школы лабораторные комплексы по химии, физике, биологии и современные интерактивные кабинеты, как по-новому организовать учебный процесс, чтобы было интересно учить сложное.

Задержались руководители образовательных учреждений в «Атомклассе», где представлены комплекты для изучения предметов физико-математической направленности. Интеграция нескольких предметов позволяет ребятам обучаться по индивидуальным учебным планам, а также повышать свой уровень компетенции в различных областях. Также не могли не привлечь внимание участников семинара комната детских инициатив и проект «Рисующая школа».

Особый интерес у директоров школ и представителей Департамента образования и науки г. Севастополя вызвали МИК-локации, которые используются как инструмент формирования образовательной среды. Они узнали о подходах, методическом наполнении, различных видах и формах игровой деятельности. А как устроен процесс обучения и воспитания в МИК-локациях, расположенных в рекреациях школы, участники семинара смогли опробовать на себе, присоединившись к игре по профориентации.

Говоря о целях посещения детского центра командой директоров государственных и частных школ г. Севастополя, Максим Кривонос, и. о. директора Департамента образования и науки г. Севастополя, подчеркнул, что «Артек» – это не только детский отдых, это еще и подготовка кадров, большая методическая работа по выработке новых методик: «Я собрал свою команду и привез в одну из лучших школ страны, чтобы они могли прикоснуться к «Артеку», к знаниям, навыкам, тем людям, которые каждый день делают счастливее детей, готовят лучших специалистов. «Артек» сейчас еще является площадкой для подготовки советников директоров школ по воспитанию. Это очень важный процесс для г. Севастополя – во всех школах и во всех колледжах есть такая должность. Мы были одним из первых пилотных регионов, совместно с «Артеком» вели эту работу. Для нас почетно, что сегодня «Артек» принимает директорский корпус г. Севастополя. Я искренне убежден, что мы увезем новые идеи и будем их реализовывать в городе-герое».

Сами директора школ отметили, что увидели и узнали много нового, у них появились идеи, которые они хотели бы реализовать в своем образовательном учреждении.

«Здесь очень интересная образовательная среда. Хорошо, качественно, целесообразно выстроено пространство для детей, кажется, что в этом пространстве хочется получать как можно больше новых знаний. Мне нравится идея стен, на которых можно писать. Это ближайшая мечта, которую хотелось бы реализовать. Нравятся тематические пространства по разным предметам и нравятся горящие глаза педагогов, которые работают в этой школе», – рассказала Ирина Улыбышева, директор средней общеобразовательной школы № 14.

«Впечатления самые положительные. Состоялся полезный и откровенный разговор с директором «Артека» Константином Альбертовичем. Мы узнали, как восстанавливался «Артек», как обустраивалась территория и как организована здесь работа. В следующем году у меня школа становится на капитальный ремонт, и я сегодня увидела для себя много идей. Очень понравились тематические зоны, магнитные покрытия. Все это буду принимать во внимание и обустраивать у себя в школе», – поделилась впечатлением Ирина Науменко, директор средней образовательной школы № 39.

Организаторы семинара – Международный детский центр «Артек» и Департамент образования и науки г. Севастополя.
press@artek.org