Опыт регионов

Каждому по потребностям: индивидуальные образовательные маршруты ‒ томским педагогам

Ключевой задачей Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), созданного в структуре ТОИПКРО два года назад, стала системная диагностика профессиональных затруднений педагогов и разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). До конца 2023 года общее число таких маршрутов составит 4,5 тысячи. Как к ним относятся педагоги и высока ли их результативность, рассказывает проректор по инновационной и проектной работе ТОИПКРО Юлия Чащина.
ЦНППМ в Томской области был создан 14 мая 2021 года, и в этот год нам предстояло разработать 952 индивидуальных образовательных маршрута.

С первого же дня мы стали диагностировать всех педагогов, которые приходят на курсы повышения квалификации на кафедры или в центры ТОИПКРО. Ранее столь детальной диагностики профессиональных дефицитов и потребностей каждого конкретного учителя по большому счету в регионе не проводилось.

Мы постарались уйти от привычных в системе повышения квалификации терминов «затруднения» и «дефициты», заменив их понятием «потенциал» ‒ он ведь есть у каждого педагога и его необходимо наращивать. Точно так же у каждого педагога есть профессиональные потребности, которые необходимо учитывать и удовлетворять.

Поработав с результатами диагностики, наши тьюторы и региональные методисты стали предлагать педагогам проекты ИОМов – планировщики задач, рассчитанные на полгода (на наш взгляд, это оптимальный срок). Поначалу такой проект может занять 30-40 страниц – с подробным перечнем курсов, которые предлагается освоить, списком литературы, которую желательно прочесть, перечнем федеральных и региональных экспертов, с работами которых можно ознакомиться, образовательных событий и других мероприятий, в которых педагогу рекомендуется поучаствовать.

Получив проект столь внушительного размера, педагог совместно с тьютором и руководителем образовательной организации начинает его корректировать и формировать окончательную версию.

Мы в ТОИПКРО видим свою задачу в том, чтобы педагог активно включился в работу по развитию своего потенциала и чтобы он понимал: курсы повышения квалификации здесь не являются панацеей. Большую роль играет самообразование, чтение литературы, всевозможные образовательные мероприятия с открытым доступом. Например, часто рекомендуем коллегам поучаствовать в наших вебинарах «Классная работа» и «Прокачай свою управленческую команду».
На сегодняшний день в Томской области реализовано около 3 тыс. ИОМов.

Одним из эффектов работы ЦНППМ за прошедшие два года стало активное использование результатов проведенной диагностики. Они учитываются при разработке перечня курсов повышения квалификации, проектировании образовательных событий, в том числе межмуниципальных. Порядка 5% педагогов и управленцев, прошедших диагностику, мы уверенно рекомендуем на экспертную позицию.

В общей сложности до конца 2023 года ИОМами будет охвачено порядка 4,5 тыс. работников системы общего образования Томской области. Об эффективности этого инструмента свидетельствуют, во-первых, результаты повторных диагностических процедур – как правило, налицо положительная динамика; во-вторых, обратная связь ‒ рефлексивные карты по итогам прохождения ИОМов; и, наконец, наличие педагогов, изъявивших желание пройти ИОМ второй раз и встроивших его в свою жизнь как эффективный инструмент профессионального развития.
За два года ЦНППМ Томской области накопил существенный опыт в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Отзывы педагогов о курсах, образовательных событиях и других мероприятиях мы учитываем при формировании базы материалов для новых ИОМов. И, конечно, видим, что для успешного выполнения намеченного маршрута очень важно желание самого педагога прокачивать те или иные компетенции и развиваться в выбранном направлении.

Подробнее читайте в выпуске журнала «Время образования», май 2023:
https://quick.apkpro.ru/q/p2PzbiVy