Ключевой задачей Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ), созданного в структуре ТОИПКРО два года назад, стала системная диагностика профессиональных затруднений педагогов и разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). До конца 2023 года общее число таких маршрутов составит 4,5 тысячи. Как к ним относятся педагоги и высока ли их результативность, рассказывает проректор по инновационной и проектной работе ТОИПКРО Юлия Чащина.
ЦНППМ в Томской области был создан 14 мая 2021 года, и в этот год нам предстояло разработать 952 индивидуальных образовательных маршрута.
С первого же дня мы стали диагностировать всех педагогов, которые приходят на курсы повышения квалификации на кафедры или в центры ТОИПКРО. Ранее столь детальной диагностики профессиональных дефицитов и потребностей каждого конкретного учителя по большому счету в регионе не проводилось.
Мы постарались уйти от привычных в системе повышения квалификации терминов «затруднения» и «дефициты», заменив их понятием «потенциал» ‒ он ведь есть у каждого педагога и его необходимо наращивать. Точно так же у каждого педагога есть профессиональные потребности, которые необходимо учитывать и удовлетворять.
Поработав с результатами диагностики, наши тьюторы и региональные методисты стали предлагать педагогам проекты ИОМов – планировщики задач, рассчитанные на полгода (на наш взгляд, это оптимальный срок). Поначалу такой проект может занять 30-40 страниц – с подробным перечнем курсов, которые предлагается освоить, списком литературы, которую желательно прочесть, перечнем федеральных и региональных экспертов, с работами которых можно ознакомиться, образовательных событий и других мероприятий, в которых педагогу рекомендуется поучаствовать.
Получив проект столь внушительного размера, педагог совместно с тьютором и руководителем образовательной организации начинает его корректировать и формировать окончательную версию.
Мы в ТОИПКРО видим свою задачу в том, чтобы педагог активно включился в работу по развитию своего потенциала и чтобы он понимал: курсы повышения квалификации здесь не являются панацеей. Большую роль играет самообразование, чтение литературы, всевозможные образовательные мероприятия с открытым доступом. Например, часто рекомендуем коллегам поучаствовать в наших вебинарах «Классная работа» и «Прокачай свою управленческую команду».
С первого же дня мы стали диагностировать всех педагогов, которые приходят на курсы повышения квалификации на кафедры или в центры ТОИПКРО. Ранее столь детальной диагностики профессиональных дефицитов и потребностей каждого конкретного учителя по большому счету в регионе не проводилось.
Мы постарались уйти от привычных в системе повышения квалификации терминов «затруднения» и «дефициты», заменив их понятием «потенциал» ‒ он ведь есть у каждого педагога и его необходимо наращивать. Точно так же у каждого педагога есть профессиональные потребности, которые необходимо учитывать и удовлетворять.
Поработав с результатами диагностики, наши тьюторы и региональные методисты стали предлагать педагогам проекты ИОМов – планировщики задач, рассчитанные на полгода (на наш взгляд, это оптимальный срок). Поначалу такой проект может занять 30-40 страниц – с подробным перечнем курсов, которые предлагается освоить, списком литературы, которую желательно прочесть, перечнем федеральных и региональных экспертов, с работами которых можно ознакомиться, образовательных событий и других мероприятий, в которых педагогу рекомендуется поучаствовать.
Получив проект столь внушительного размера, педагог совместно с тьютором и руководителем образовательной организации начинает его корректировать и формировать окончательную версию.
Мы в ТОИПКРО видим свою задачу в том, чтобы педагог активно включился в работу по развитию своего потенциала и чтобы он понимал: курсы повышения квалификации здесь не являются панацеей. Большую роль играет самообразование, чтение литературы, всевозможные образовательные мероприятия с открытым доступом. Например, часто рекомендуем коллегам поучаствовать в наших вебинарах «Классная работа» и «Прокачай свою управленческую команду».

На сегодняшний день в Томской области реализовано около 3 тыс. ИОМов.
Одним из эффектов работы ЦНППМ за прошедшие два года стало активное использование результатов проведенной диагностики. Они учитываются при разработке перечня курсов повышения квалификации, проектировании образовательных событий, в том числе межмуниципальных. Порядка 5% педагогов и управленцев, прошедших диагностику, мы уверенно рекомендуем на экспертную позицию.
В общей сложности до конца 2023 года ИОМами будет охвачено порядка 4,5 тыс. работников системы общего образования Томской области. Об эффективности этого инструмента свидетельствуют, во-первых, результаты повторных диагностических процедур – как правило, налицо положительная динамика; во-вторых, обратная связь ‒ рефлексивные карты по итогам прохождения ИОМов; и, наконец, наличие педагогов, изъявивших желание пройти ИОМ второй раз и встроивших его в свою жизнь как эффективный инструмент профессионального развития.
Одним из эффектов работы ЦНППМ за прошедшие два года стало активное использование результатов проведенной диагностики. Они учитываются при разработке перечня курсов повышения квалификации, проектировании образовательных событий, в том числе межмуниципальных. Порядка 5% педагогов и управленцев, прошедших диагностику, мы уверенно рекомендуем на экспертную позицию.
В общей сложности до конца 2023 года ИОМами будет охвачено порядка 4,5 тыс. работников системы общего образования Томской области. Об эффективности этого инструмента свидетельствуют, во-первых, результаты повторных диагностических процедур – как правило, налицо положительная динамика; во-вторых, обратная связь ‒ рефлексивные карты по итогам прохождения ИОМов; и, наконец, наличие педагогов, изъявивших желание пройти ИОМ второй раз и встроивших его в свою жизнь как эффективный инструмент профессионального развития.

За два года ЦНППМ Томской области накопил существенный опыт в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Отзывы педагогов о курсах, образовательных событиях и других мероприятиях мы учитываем при формировании базы материалов для новых ИОМов. И, конечно, видим, что для успешного выполнения намеченного маршрута очень важно желание самого педагога прокачивать те или иные компетенции и развиваться в выбранном направлении.
Подробнее читайте в выпуске журнала «Время образования», май 2023:
https://quick.apkpro.ru/q/p2PzbiVy
Подробнее читайте в выпуске журнала «Время образования», май 2023:
https://quick.apkpro.ru/q/p2PzbiVy