Стратегическая сессия «Инклюзивное образование: для всех и каждого»
2025-07-03 16:26
В Пермском крае продолжается работа по реализации проекта «Школа Минпросвещения России» (Проект).
В июне в Институте развития образования Пермского края прошла стратегическая сессия «Инклюзивное образование: для всех и для каждого».
В сессии приняли участие руководители региональных ресурсных центров по работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, представители региональных отделений Всероссийского общества глухих (ВОГ), Всероссийского общества слепых (ВОС), представители общественных организаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, Центра комплексной реабилитации инвалидов; Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, сотрудники Центра опережающего профессионального обучения, специалисты муниципальных методических служб края, руководители школ Наставнической лиги Проекта.
Открыла сессию Калинчикова Лариса Николаевна, начальник Управления общего и дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края. Она отметила, что инклюзивное образование требует большего внимания и объединения усилий разных субъектов образовательного процесса. Региональный ресурсный центр (РРЦ) по поддержке инклюзивного образования, созданный на базе Института развития образования Пермского края, ориентирован на организацию методического сопровождения инклюзивного образования.
Продолжила разговор о возможностях проекта «Школа Минпросвещения России» для развития инклюзивного образования в школах края Волкова Лилия Викторовна, региональный ответственный за реализацию Проекта. Лилия Викторовна подчеркнула, что программы развития школ должны отражать разные аспекты инклюзивного образования, а процесс построения инклюзивного образовательного пространства в рамках магистрального направления «Знание» заслуживает особого внимания. При создании экологичного школьного климата необходимо сосредоточиться на организации психолого-педагогического сопровождения, а широкий спектр возможностей Проекта необходимо использовать для развития инклюзивного образования в крае.
Центральным элементом сессии стало групповое проектирование направлений и способов взаимодействия представителей образовательных и общественных организаций в вопросах повышения профессиональной компетенции педагогов и родителей в части обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, в том числе через проект «Школа Минпросвещения России». Групповая работа «Моделируем, проектируем, действуем!» была организована Перетягиной Ариной Геннадьевной, старшим научным сотрудником отдела воспитания и социализации Института развития образования.
Участники групповой работы сделали следующие основные выводы:
Важно организовать цикл мероприятий в различных форматах (сессии, марафоны, проектные семинары и др.) для административных команд школ Пермского края с целью проектирования путей взаимодействия специалистов системы специального (коррекционного) образования и педагогов общеобразовательных школ в рамках построения модели инклюзивной среды с учетом магистральных линий Проекта.
РРЦ должен стать открытой интерактивной площадкой делового сотрудничества для комплексного сопровождения, помощи и поддержки семьи, трудоустройства лиц с инвалидностью и др.
Актуально сотрудничество Центра опережающей профессиональной подготовки и Центра комплексной реабилитации инвалидов для комплексного сопровождения лиц с инвалидностью, с ОВЗ, их профориентации, самоопределения, самореализации и социализации в общество.
Значимо отразить в модели сетевого взаимодействия проектирование избыточной образовательной среды; деятельность Университета родительского и педагогического просвещения в формате онлайн-студий с привлечением специалистов разного профиля; формирование сообщества единомышленников и партнеров для обеспечения непрерывного инклюзивного образования.
Необходимо развивать инклюзивное волонтерство, трудовую реабилитацию, тьюторскую навигацию, используя грантовую поддержку инклюзивных инициатив.
В завершение сессии руководитель Федерального ресурсного центра (ФРЦ) по организации детского отдыха и оздоровления детей с ОВЗ «Алые паруса» Кузнецова Нина Юрьевна в онлайн-формате поделилась размышлениями о возможностях сотрудничества ФРЦ и РРЦ.
При проведении стратегической сессии были актуализированы вопросы преемственности инклюзивного образования и взаимодействия между региональными ресурсными центрами, учреждениями социального обслуживания, дополнительного профессионального и высшего образования.