Апробация проекта

Первое выездное экспертное семинар-совещание. Итоги мероприятия.

С 1 сентября 2022 г. более чем в трёх тысячах школ страны началась апробация проекта «Школа Минпросвещения России». В апробацию проекта включились 69 регионов, три из них были выбраны пилотными: Воронежская область, Республика Башкортостан, Хабаровский край, а так же пилотной стала ФГБУ СОШ «МДЦ АРТЕК». Федеральным оператором проекта был назначен ФГБНУ «ИУО РАО». В рамках сопровождения апробации и внедрения проекта в пилотных регионах в городе Воронеж состоялось первое выездное экспертное семинар-совещание. Участниками экспертного семинара-совещания «Региональные механизмы управления в системе образования в контексте проекта «Школа Минпросвещения России» 24-25 ноября 2022 стали 160 руководителей в сфере образования. В течение двух дней работали четыре практические секции. В работе секций приняли участие федеральные эксперты:

· Марина Викторовна Упорова, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России;

· Владимир Иванович Абрамов, исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»;

· Этери Викторовна Миндзаева, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра содержания и технологий обучения ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»;

· Юлия Вадимовна Демидова, заместитель руководителя Центра содержания и технологий обучения ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»;

· Александра Алексеевна Снидко, заместитель директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»;

· Алла Яковлевна Абкович, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

В рамках апробации проекта «Школа Минпросвещения России» в секциях обсуждались вопросы:

· дизайна региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования;

· разработки и экспертизы программ развития общеобразовательных организаций;

· инструментов формирования образовательной экосистемы «Школы Минпросвещения России» на базе малокомплектных общеобразовательных организаций;

· проектирования сетевых муниципальных и региональных образовательных кластеров на основе аналитики;

· участия в проекте учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

В каждой секции участники проектировали модельную программу развития муниципальной сети или общеобразовательной организации на основе региональной аналитической информации по уровню сформированности комплекса условий по критериальной базе проекта, осуществляли экспертные выезды в конкретные образовательные организации и формулировали для них адресные рекомендации по корректировке и реализации программы развития.
В рамках работы секций опыт Воронежской области представили:

· Юлия Валентиновна Шпыг, заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области – по разработке и реализации программ развития образовательных организаций;

· Наталья Олеговна Корнилова, отдел образования, опеки и попечительства администрации аннинского муниципального района воронежской области – по реализации программ в сетевой форме.

В ходе работы секций эксперты проводили SWOT-анализ результатов работы групп. Эксперты отметили высокую степень доверия между участниками, наличие навыка командной работы, открытость новому, заинтересованность в результате.

«Динамика работы секций свидетельствует о наличии в регионе системной работы» - отметила Этери Викторовна Миндзаева, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра содержания и технологий обучения ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».

По работе каждой из секций эксперты дали содержательную обратную связь в разрезе ценного для реализации проекта уникального опыта, возможностей и рисков.

«Мы увидели уникальный опыт по выстраиванию образовательного пространства, систему работы по сетевому взаимодействию между образовательными организациями разных уровней. Этот опыт может быть использован в качестве примера для других субъектов Российской Федерации, чтобы в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» сложилось понимание средств и механизмов реализации программ в сетевой форме» - прокомментировала работу секций Марина Викторовна Упорова, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России.

Александра Алексеевна Снидко, заместитель директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, обратила внимание на важность отражения в образовательном пространстве региональной и муниципальной компонент.

Широкий спектр сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные программы, с целью профориентации, профпроб и социализации обучающихся отметила Алла Яковлевна Абкович, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

«Необходимо усиливать роль коррекционных школ как ресурсных центров инклюзивного образования» - рекомендовала Алла Яковлевна Абкович.

Итоги экспертного семинара-совещания подвели на площадке Образовательного центра «Лидер» в Бобровском районе.

Руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Валерьевна Салогубова обозначила значимость участия в реализации проекта «Школа Минпросвещения России» для Воронежской области с целью определения вектора развития системы, отметила глубокую содержательную составляющую проекта, его комплексность и гибкость критеариальной базы. Наталья Валерьевна выразила благодарность федеральным экспертам за сопровождение региона в различных форматах, в том числе личное участие в мероприятии на территории области.

Представители ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» предложили заключить соглашение об адресном сопровождении Воронежской области в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» с проектированием и внедрением системы самоопределения обучающихся, а также предложили Воронежской области принять участие в разработке и апробации конструктора программ развития образовательных организаций. Подписание соглашения планируется провести в декабре 2022 г.С 1 сентября 2022 г. более чем в трех тысячах школ страны началась апробация проекта «Школа Минпросвещения России». В апробацию проекта включились 69 регионов, три из них были выбраны пилотными: Воронежская область, Республика Башкортостан, Хабаровский край, а также пилотной стала ФГБУ СОШ «МДЦ АРТЕК». Федеральным оператором проекта был назначен Институт управления образованием РАО. В рамках сопровождения апробации и внедрения проекта в пилотных регионах в Воронеже состоялось первое выездное экспертный семинар-совещание. Участниками экспертного семинара-совещания «Региональные механизмы управления в системе образования в контексте проекта ‟Школа Минпросвещения России”» 24–25 ноября 2022 стали 160 руководителей в сфере образования. В течение двух дней работали четыре практические секции. В работе секций приняли участие федеральные эксперты:

· Марина Викторовна Упорова, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России;

· Владимир Иванович Абрамов, исполняющий обязанности директора ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»;

· Этери Викторовна Миндзаева, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра содержания и технологий обучения ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»;

· Юлия Вадимовна Демидова, заместитель руководителя Центра содержания и технологий обучения ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»;

· Александра Алексеевна Снидко, заместитель директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»;

· Алла Яковлевна Абкович, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

В рамках апробации проекта «Школа Минпросвещения России» в секциях обсуждались вопросы:

· дизайна региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования;

· разработки и экспертизы программ развития общеобразовательных организаций;

· проектирования сетевых муниципальных и региональных образовательных кластеров на основе аналитики;

· участия в проекте учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

В каждой секции участники проектировали модельную программу развития муниципальной сети или общеобразовательной организации на основе региональной аналитической информации об уровне сформированности комплекса условий по критериальной базе проекта, осуществляли экспертные выезды в конкретные образовательные организации и формулировали для них адресные рекомендации по корректировке и реализации программы развития.

В рамках работы секций опыт Воронежской области представили:

· Юлия Валентиновна Шпыг, заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, – по разработке и реализации программ развития образовательных организаций;

· Наталья Олеговна Корнилова, отдел образования, опеки и попечительства Администрации Аннинского муниципального района Воронежской области, – по реализации программ в сетевой форме.

В ходе работы секций эксперты проводили SWOT-анализ результатов работы групп. Эксперты отметили высокую степень доверия между участниками, наличие навыка командной работы, открытость новому, заинтересованность в результате.

«Динамика работы секций свидетельствует о наличии в регионе системной работы», – отметила Этери Викторовна Миндзаева, заместитель директора по научной работе, руководитель Центра содержания и технологий обучения ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования».

По работе каждой из секций эксперты дали содержательную обратную связь в разрезе ценного для реализации проекта уникального опыта, возможностей и рисков.

«Мы увидели уникальный опыт по выстраиванию образовательного пространства, систему работы по сетевому взаимодействию между образовательными организациями разных уровней. Этот опыт может быть использован в качестве примера для других субъектов Российской Федерации, чтобы в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» сложилось понимание средств и механизмов реализации программ в сетевой форме», – прокомментировала работу секций Марина Викторовна Упорова, заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России.

Александра Алексеевна Снидко, заместитель директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», обратила внимание на важность отражения в образовательном пространстве региональной и муниципальной компонент.

Широкий спектр сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные программы с целью профориентации, профпроб и социализации обучающихся, отметила Алла Яковлевна Абкович, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

«Необходимо усиливать роль коррекционных школ как ресурсных центров инклюзивного образования», – рекомендовала Алла Яковлевна Абкович.

Итоги экспертного семинара-совещания подвели на площадке образовательного центра «Лидер» в Бобровском районе.

Руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Наталья Валерьевна Салогубова обозначила значимость участия в реализации проекта «Школа Минпросвещения России» для Воронежской области с целью определения вектора развития системы, отметила глубокую содержательную составляющую проекта, его комплексность и гибкость критериальной базы. Наталья Валерьевна выразила благодарность федеральным экспертам за сопровождение региона в различных форматах, в том числе личное участие в мероприятии на территории области.

Представители ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» предложили заключить соглашение об адресном сопровождении Воронежской области в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России» с проектированием и внедрением системы самоопределения обучающихся, а также предложили Воронежской области принять участие в разработке и апробации конструктора программ развития образовательных организаций. Подписание соглашения планируется провести в декабре 2022 года.