Опыт регионов

Региональная модель «Школы полного дня» Свердловской области

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 августа 2021 года отметил: «Дети должны иметь возможность оставаться в школе после занятий. Для большого количества семей, где родители работают, это большая поддержка. Так называемые «школы полного дня» очень востребованы сегодня».

Основная идея региональной образовательной политики Свердловской области – интеграция ресурсов всех организаций, обеспечивающих реализацию проекта «Школа Минпросвещения России». Поэтому для обеспечения сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций культуры и спорта, организаций среднего профессионального и высшего образования, промышленных предприятий разработаны региональные межведомственные планы по реализации проекта, предусмотрены региональные меры поддержки школ области.

Разработка модели «Школы полного дня» Свердловской области обусловлена необходимостью: воспитания у подрастающего поколения традиционных отечественных ценностных ориентаций и любви к родному краю; интеграции выпускников школ в социокультурную и социально-экономическую деятельность региона; формирования у старшеклассников навыков самоопределения, обеспечивающих осознанный выбор профиля обучения и профессионального развития.

«Школа полного дня» – это модель образовательной организации, которая обеспечивает единство учебно-воспитательного процесса и внешкольной, внеклассной работы, включение социальной среды в образовательное пространство села, города, области. Преимуществом данной модели является создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня: интеграция общего и дополнительного образования, создание ресурсных центров, развитие образовательной экосистемы, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки обучающихся

Региональная модель определяет, что «Школа полного дня» создает условия для обеспечения образовательной деятельности в течение всего учебного дня, организации разнообразной внеурочной деятельности для обучающихся с 1 по 11 класс (1–4 классы – не менее 60% обучающихся; 5–9 классы – не менее 45% обучающихся) и задает дополнительные требования к организации работы общеобразовательной организации в режиме полного дня: от обеспечения специальными трансформируемыми пространствами (лаборатории, мастерские, игротека) до обеспечения специалистами для медико-психолого-социальной работы, педагогами дополнительного образования.

Региональная модель «Школа полного дня», реализуемая в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», обеспечивает реализацию требований ФГОС, помогает синхронизировать учебную и внеучебную деятельности, позволяет формировать индивидуальные траектории развития обучающихся; организовать в школе воспитательную среду с учетом школьных традиций и школьного уклада, сотрудничество с семьей; способствует обновлению форм сетевого и социального взаимодействия, обеспечивающих создание современной экосистемы школы.

Основой создания «Школы полного дня» является региональный кластерный подход, позволяющий преодолеть рассогласованность при взаимодействии участников образовательных отношений, реализовать обновленные ФГОС и федеральные общеобразовательные программы, оказывать поддержку талантов обучающихся, формировать школьную инфраструктуру, развивать государственно-общественное управление, использовать здоровьесберегающие технологии.

При этом каждая образовательная организация самостоятельно разрабатывает модель «Школы полного дня» в соответствии с требованиями ФГОС, показателями проекта «Школа Минпросвещения России» с учетом региональной специфики, самостоятельно осуществляет координацию с социальными партнерами, находит оптимальные формы реализации внеурочной деятельности, источники финансирования.
Какую бы модель школьные команды ни выбрали, основной ценностной установкой «Школы полного дня» является единое образовательное пространство, обеспечивающее равные условия для получения каждым обучающимся доступного качественного образования, сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, применение достижений отечественной науки и технологий.