Межшкольное наставничество в проекте «Школа Минпросвещения России»: эффекты и перспективы. Опыт Липецкой области
2025-08-21 17:29
Проект «Школа Минпросвещения России» – системообразующий механизм сохранения и укрепления образовательного суверенитета страны. Наставническая лига проекта формируется из числа школ-лидеров (школ-наставников) каждого субъекта Российской Федерации. Действующий состав лиги впервые сформирован в июле-августе 2024 года на основании предложений, поступивших от исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и размещен на сайте проекта https://smp.edu.ru/mentoringleague.
В 2024/25 учебном году в целях эффективной реализации проекта была организованна система межшкольного наставничества с использованием потенциала 15 общеобразовательных организаций Липецкой области, включенных в состав Наставнической лиги проекта. Утверждена региональная дорожная карта межшкольного наставничества, сформирован перечь школ-реципиентов по результатам самодиагностики, закреплены школы-реципиенты за школами-наставниками по территориальному принципу (приказ управления образования и науки Липецкой области № 1339 от 21.10.2024 г. «Об организации системы межшкольного наставничества в рамках проекта «Школа Минпросвещения России»). Организовано взаимодействие 45 школ региона. Создано 30 наставнических пар, руководствующихся заключенным Соглашением о взаимодействии, установлением партнерских отношений и развитием долгосрочного и эффективного сотрудничества.
Управленческими командами школ по итогам проведенных совещаний и педагогических советов были разработаны и утверждены планы совместной деятельности и дорожные карты реализации системы межшкольного наставничества. В течение учебного года проводились совместные межшкольные мероприятия и консультации по профессиональным дефицитам и текущим вопросам.
На межрегиональном методическом форуме 18 августа 2025 года на базе ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» в секции «Межшкольное наставничество в проекте «Школа Минпросвещения России»: эффекты и перспективы» были подведены итоги совместной деятельности коллективов образовательных организаций. Команды школ в формате дискурс-сессии делились информацией о фактах, ресурсах, рисках и их решениях по результатам проведенной работы.
Отдельно отмечены эффекты межшкольного взаимодействия в школах-реципиентах: открытие и функционирование школьного хора, музея, медиацентра, информационно-библиотечного центра; присоединение к военно-патриотическому клубу школы-наставника; совместная разработка школьной символики в сотрудничестве обучающийся ‒ учитель ‒ родитель; формирование психологически благоприятного школьного пространства для педагогов; организация профилактики девиантного поведения и травли обучающихся в образовательной организации. По результатам самодиагностики в конце 2024/25 учебного года коллективы наставляемых школ повысили свой уровень.
Положительный эффект межшкольного наставничества видят для себя и школы-наставники. Он выражается в развитии многостороннего партнерства на постоянной основе. В перспективе коллективы образовательных организаций видят в партнерском взаимодействии в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» инструмент формирования единой динамично развивающейся системы школьного образования, называя его «переопылением» школ.