«Сказка, подаренная детям»: как провести капитальный ремонт и сохранить дух школы
СТРОИМ «ШКОЛУ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ»
Владикавказская гимназия № 4 в этом году отмечает 120-летие со дня основания. Она расположена в здании на улице Павла Огурцова – героя Гражданской войны и носит имя Александра Кибизова – героя Великой Отечественной войны. В этом здании, построенном 58 лет назад, в 2022 году впервые был проведен капитальный ремонт. Из федерального бюджета на него потрачено 97 млн рублей. Рассказываем, чем интересна гимназия, что в ней изменилось после ремонта, а что осталось неизменным.
Мужское воспитание
Гимназия № 4 – обычная микрорайонная школа в трехэтажном здании из красного кирпича. Есть кадетские классы, полилингвальные классы (дети говорят на русском, осетинском и английском), множество студий и кружков дополнительного образования. Промышленный район Владикавказа, где находится гимназия, считается не самым благополучным, среди учеников немало детей из малообеспеченных и неполных семей, причем в последнем случае более 10% проживают с отцами.
Главная задача, которую ставит перед педагогическим коллективом директор гимназии Сослан Цуциев, – работать так, чтобы из ее стен вышел будущий глава Северной Осетии, а еще лучше – будущий президент России (среди выпускников уже есть первый вице-премьер республиканского правительства и министр финансов). Решению этой задачи способствует обширный перечень гимназических правил и традиций. Они в основном касаются воспитательной работы, и их здесь безукоризненно соблюдают.
Например, в гимназии запрещены смартфоны. Это решение было принято еще в 2017 году, когда Сослан Юрьевич возглавил гимназию, – задолго до соответствующей инициативы Минпросвещения России. Родителям объяснили, что при наличии гаджетов дети на них отвлекаются и ищут на уроках правильные ответы. Даже если гаджет приносит один ученик, вокруг него собирается толпа сверстников. Пункт о смартфонах зафиксирован в локальных актах гимназии и давно воспринимается как очевидная норма.
Еще одна особенность воспитательной работы – развитое детское самоуправление. У каждого класса есть командир (не староста-завхоз, а именно командир-лидер), и представители всех 22 классов образуют совет командиров. По четвергам на совет командиров вызывают нарушителей дисциплины и в присутствии школьного психолога разбирают их поведение. Находя в своем детском лексиконе правильные слова, командиры воздействуют на сверстников, после чего те, как правило, перестают нарушать дисциплину.
Мужскому воспитанию в лучших кавказских традициях в 4-й гимназии вообще уделяют особое внимание. В числе педагогов, работающих с кадетскими классами, есть бывшие сотрудники силовых структур, чье присутствие в школе не остается незамеченным. Отчасти они берут на себя функционал замдиректора по воспитательной работе, и одного их взгляда бывает достаточно, чтобы призвать к порядку недисциплинированного ученика.
Как и в любой российской школе, в начале каждой недели в 4-й гимназии проходит общешкольная линейка с поднятием флага и исполнением гимна. К этим ритуалам добавлен «гимназический компонент»: перед тем как дети разойдутся по классам на «Разговоры о важном», объявляется максима – правило или принцип, по которому школа будет жить всю неделю. В качестве максимы, которая каждую неделю обновляется, используются изречения только российских мыслителей.
Что нового?
К весне 2022 года трехэтажное здание гимназии находилось не в лучшем состоянии. Мебель износилась, оборудование устарело, штукатурка осыпалась, а из окон поддувало. Чистоту и порядок, конечно, поддерживали, но работать и учиться в таких условиях становилось все сложнее. На общем фоне выделялся лишь спортзал – незадолго до капремонта его отремонтировал за свой счет один из выпускников, сделал там многослойное олимпийское покрытие. В гимназии стараются не предавать огласке имя благотворителя и характеризуют его так: «Мужчина с большой буквы, спортсмен с невероятными достижениями, настоящий осетин».
Спортзал стал единственной частью здания, которую не затронул капремонт. В остальном обновлять пришлось практически все. Ту мебель и оснащение, которые можно было использовать дальше (например, оборудование некоторых кабинетов, шахматную гостиную, полученную по федеральной программе), законсервировали на время ремонта.
При разработке дизайн-проекта было решено внести всего два принципиальных изменения в планировку школьных помещений. Во-первых, перестроили входную группу и вестибюль, чтобы он соответствовал антитеррористическим и противопожарным нормам, и, во-вторых, перенесли кабинет директора. Уменьшили приемную (секретаря у Сослана Юрьевича нет), а главное – стену между кабинетом и коридором заменили стеклянной перегородкой. Теперь каждый ученик и сотрудник может наблюдать за работой директора, а директор – за происходящим в коридоре.
Переоборудовали школьную столовую, немного расширив ее за счет радиорубки, необходимость которой в современных условиях явно отпала. Стены выкрасили в темно-желтый и салатовый цвет, установили современные белые столы с зелеными и оранжевыми стульями. Повесили огромные картины с сюжетами из эпоса нартов – древних предков осетин, богатырей, сражавшихся с силами зла. Обновили и пищеблок, установив в том числе душевые для персонала.
Как и было предложено Министром просвещения Сергеем Кравцовым, весь школьный коллектив, включая педагогов, детей и родителей, выбирал цвет рекреаций, коридоров и учебных кабинетов. В отличие от тех школ, где капремонт восприняли как возможность максимально разнообразить и расцветить интерьер, в 4-й гимназии превалируют строгие, отчасти офисные тона: «у нас же не детский сад». Например, на этаже, где занимается основное и старшее звено, – светло-серый коридор с орнаментом из больших черных прямоугольников, темно-коричневые двери учебных кабинетов.
Одно из технических новшеств, ставшее возможным благодаря капремонту, – локальная сеть. Кроме того, по всей гимназии установили видеокамеры. Появились и дополнительные бытовые удобства: если раньше горячая вода поступала через бойлер только зимой, теперь она подается напрямую круглогодично. Прошлый учебный год начинали с тремя туалетами, а этот – с восемью.
Когда трещины радуют
С начала мая до конца прошлого учебного года ученики гимназии № 4 занимались в здании другой школы, после чего ушли на каникулы. А все 54 педагога и 12 представителей младшего обслуживающего персонала в летние месяцы вносили свой посильный вклад в общее дело.
Результатами ремонта в гимназии довольны. Сослан Цуциев называет обновленное здание «сказкой, подаренной детям». «При желании на стенах можно найти отдельные трещины, но они меня радуют, – говорит директор. – Чем больше трещин мы обнаружим, тем быстрее они будут устранены силами подрядчика. Гарантия на все работы, прописанная в контракте, – семь лет».
Сотрудники гимназии сами принимали у строителей работы, причем придирались по максимуму. Например, директор лично решил проверить на прочность бронированную дверь, ведущую на улицу. В присутствии подрядчика резко открыл ее, как это сделал бы любой ребенок, – дверь ударилась об отбойник, и стекло в ее нижней части треснуло. Подрядчик тут же позвонил поставщику, и тот объяснил, что закаленное стекло найти не смог, – пришлось установить обычное. Но теперь все равно придется доставать закаленное.
Впрочем, за все четыре месяца ремонта порчи имущества, краж или других подобных происшествий в гимназии не было. Каждый рабочий понимал, что делает это для детей и что контроль за результатами будет.
Неудивительно, что в результате некоторые из тех, кто принимал непосредственное участие в капремонте: подрядчик, архитектор, дизайнер, прораб, – с нового учебного года перевели своих детей в 4-ю гимназию.
«Кировцы» и «кибизовцы»
Хотя здание после капремонта сильно изменилось внутри, Сослан Цуциев убежден, что дух школы удалось сохранить.
И дело не только в том, что все содержательные особенности образовательного процесса, вплоть до функционала совета командиров и совета отцов, остались прежними. Назначение практически всех учебных кабинетов и других помещений не изменилось: после месяца учебы в другой школе и летних каникул дети вернулись в те же аудитории, только обновленные и в большинстве случаев с другой мебелью.
Есть еще одно обстоятельство. Так сложилось, что гимназия в разные годы носила имена разных людей: до 2015 года – Сергея Мироновича Кирова, известного революционера, а затем Александра Николаевича Кибизова, артиллериста, Героя Советского Союза (учеников и выпускников гимназии раньше называли «кировцами», а теперь – «кибизовцами»). В гимназии стояли бюсты их обоих, и после капремонта некоторые учителя и ученики предлагали от бюста Кирова избавиться, но в итоге его было решено сохранить.
Так что бюст Кирова по-прежнему стоит на постаменте у правого крыла здания, а бюст Кибизова перенесли из рекреации в нишу во входной группе. Соседство двух бюстов символизирует преемственность, уважение к истории школы и напоминает выпускникам разных лет о тех временах, когда они здесь учились.
В планах на будущее – строительство при гимназии стадиона. Менее масштабные усовершенствования проводятся, что называется, в рабочем порядке. Например, в вестибюле готовят к открытию стенд с портретами всех медалистов, окончивших гимназию с 1965 года, а рядом с аудиториями устанавливают таблички с именами лучших учителей разных лет, которые когда-то в этих аудиториях работали. Последнее особенно важно для молодых педагогов, приходящих на работу в гимназию, да и в целом способствует популяризации профессии учителя.
В рекреациях и коридорах планируется разместить порядка 35–40 изречений великих людей на русском и осетинском языках. Все они будут одинакового формата, и каждую четверть можно менять их местами, чтобы дети на переменах их читали и наматывали на ус.
Но главное, о чем мечтают в гимназии, – разместить на своей территории школьный «Кванториум». Это позволило бы еще больше расширить возможности учеников, резко повысив уровень и общего, и дополнительного образования по техническим дисциплинам. Место для «Кванториума» в гимназии найдется, и учредитель такую возможность не исключает.
Педагогическая династия
Директор 4-й гимназии Сослан Цуциев – представитель известной в Северной Осетии педагогической династии. Его прабабушка Екатерина Михайловна Амбалова была первым директором школы в селе Урсдон, расположенном в Алагирском ущелье, обе бабушки работали в высшей школе, тетя была учителем химии и биологии и завучем.
Его мать Жанна Черменовна Цуциева – педагог и психолог, заслуженный учитель России – тоже начинала как учитель химии и биологии, заведовала кафедрой специальной педагогики в вузе, была директором Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции во Владикавказе. Докторскую диссертацию, посвященную психологии посттравматического стрессового расстройства у детей – жертв терактов, защитила после трагедии в Беслане.
Мужчины в династии Цуциевых предпочитали академическую карьеру, и Сослан Юрьевич поначалу шел по их стопам: окончил аспирантуру, стал кандидатом юридических наук, преподавал в университете, а в гимназию № 4 его как родителя пригласили поделиться знаниями права с молодежью. Школьная атмосфера оказалась столь притягательной, что он не смог с ней расстаться: пройдя конкурс из пяти туров, был назначен директором гимназии.