Опыт регионов

«Программа развития – это набор проектов, направленных на решение стоящих перед школой задач»

В рамках проекта «Школа Минпросвещения России» каждая образовательная организация должна разработать, утвердить и согласовать свою программу развития. В Методических рекомендациях, направленных в регионы письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России от 17 июня 2024 года, разъясняется, как это сделать.
Этот документ, как и следует из его названия, носит рекомендательный характер и не запрещает следовать тем традициям разработки программ развития, которые уже сложились в регионах. Как сочетаются эти традиции с федеральными рекомендациями и что в первую очередь стоит сделать управленческим командам, которые приступают к проектированию программ развития, рассказала Ольга Карпова, проректор по инновационной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования.

Ольга Сергеевна, успели ли Вы ознакомиться с Методическими рекомендациями?

– Конечно. Мы их изучили, как говорится, с карандашом. При этом у нас уже есть свой опыт создания и сопровождения программ развития, сложились определенные региональные особенности.

Для разработки программы развития можно воспользоваться конструктором, который доступен после самодиагностики в личном кабинете. Какие преимущества он дает?

– Конструктор – хороший помощник, и это не только мое мнение как регионального координатора. Со мной согласны члены нашей рабочей группы – директора образовательных организаций, которые уже разработали или актуализировали свои программы.
Во-первых, конструктор предусматривает анализ дефицитов, выявленных в ходе самодиагностики. Чем глубже этот анализ, тем лучше мы сможем увидеть образ будущего нашей образовательной организации, определить, какие задачи перед нами стоят и какие средства есть для их решения.
Во-вторых, предлагается набор управленческих решений – реалистичных, многофакторных, адекватных дефицитам.
В-третьих, при разработке программы развития используется проектный подход. В Волгоградской области он давно сложился, и, по сути, программа развития – это набор проектов, направленных на решение стоящих перед школой задач.
Любая программа развития индивидуальна. С одной стороны, конструктор дает шаблон и структуру, с другой, и это обозначено в Методических рекомендациях, – каждая школа должна отразить в программе свою специфику, а впоследствии вносить в нее коррективы по результатам самодиагностик.
Лично мне очень нравится, что проведением самодиагностики и анализом дефицитов занимаются не внешние специалисты, которые обычно подходят к делу формально, а управленческая команда школы. И тогда программа развития действительно становится рабочим инструментом.

С какими трудностями столкнулись школы Волгоградской области при разработке программ развития? Какие проблемы Вы могли бы выделить как региональный координатор?

– Начнем с того, что некоторые образовательные организации копировали программы у коллег. Это следствие поверхностного анализа своих дефицитов, и такого, конечно, быть не должно.
Есть жалобы, что предлагаемые в конструкторе управленческие решения не соответствуют выявленным дефицитам, но это, на мой взгляд, не проблема. Любая образовательная организация сама решает, подходит ей то или иное решение или нет, и при необходимости вносит коррективы.
В некоторых программах развития дорожная карта не отражала реальные дефициты и приоритеты. Проблемы обозначались, но не соответствовали целям и задачам, средств и механизмов их решения в документе не было. При таком отсутствии логики программа опять же становилась сугубо формальной.
Мы считаем, что разработкой и актуализацией программы развития должен заниматься актив всей школьной команды. Это документ всеобъемлющий, отражающий все направления деятельности образовательной организации, которые предусмотрены в проекте «Школа Минпросвещения России», и одни управленцы не справятся.

– Какие есть исходные данные для разработки программы развития?

Во-первых, это Методические рекомендации, в которых подробно прописана логика программы, ее содержание, механизм согласования с учредителем.
Во-вторых, это результаты самодиагностики школы, которые можно проанализировать в личном кабинете, в том числе с учетом конкретных дефицитов.
И, наконец, это конструктор программы развития – шаблон есть в личном кабинете.
Наша задача – разработать такую программу развития, которая будет рабочим инструментом управленческой команды школы на ближайшие 3–5 лет.

– Расскажите о региональных особенностях Волгоградской области при разработке программ развития. Например, чем отличается Ваша структура программы от шаблона, предложенного в личном кабинете?

– В создании региональной структуры программы принимала участие рабочая группа, состоящая из представителей активных и сильных школ. С учетом тех традиций, которые сложились в системе образования региона, и проведенного анализа были внесены некоторые изменения.
Структура, предложенная в личном кабинете, состоит из четырех разделов: «Информационная справка», «Проблемно ориентированныйанализ текущего состояния и самодиагностики», «Механизмы реализации программы» (основные направления и дорожная карта), «Ожидаемые результаты». А в нашей версии структуры число разделов увеличено до семи, появились три новых – «Концепция программы», «Структура управления программой» и «Мониторинг эффективности реализации программы».
Появление новых разделов действительно обусловлено нашими региональными особенностями. Например, у нас в школах давно принято, что у программы развития есть концепция, в которой обоснована методология и подходы к решению тех или иных проблем. Есть изменения и в разделах, предусмотренных шаблоном.

– Что изменилось, например, в разделе «Проблемно ориентированный анализ текущего состояния и результатов самодиагностики»?

– В шаблоне этот раздел занимает более ста страниц. Это хорошая информация, с которой школьной команде удобно работать в дальнейшем, но если сделать ее составной частью программы, то, на наш взгляд, она займет слишком большой объем, будет выбиваться из общей логики. Поэтому мы модифицировали этот раздел. Поясню на примере программы развития одной из волгоградских школ.
В пункте «Результаты самодиагностики, установления уровня достижения результата» получилась таблица из двух колонок – «Дефициты» и «Управленческие действия/решения». Пример дефицита – «Не обеспечивается подготовка учеников к олимпиадам», пример управленческого решения – «Обеспечение индивидуальной подготовки». Подобные решения есть в конструкторе, и в данном случае школа их немного отредактировала.
В дальнейшем, после проведения SWOT-анализа, который тоже предусмотрен в конструкторе, школа заполняет еще одну таблицу. В ней обозначены направления (например, «Знания: качество и объективность»), по каждому направлению – дефициты из предыдущей таблицы (например, «Недостаточный уровень компетенций педагогов по организации внеурочной деятельности»), возможности, которыми обладает школа для их преодоления (например, «Реализация не менее двух профилей и нескольких ИУПов»), и планируемый результат («Уровень компетенций педагогов повышен»).
В дальнейших критериях и показателях этот результат будет задан уже в количественном отношении.

– Теперь несколько слов о механизме реализации программы развития. Какие изменения внесены на региональном уровне и чем они обусловлены?

– В этот раздел, помимо дорожной карты, добавили «Карту проектов», поскольку, как я уже сказала, у нас в регионе принят проектный подход к реализации программ развития.
Школа перечисляет проекты, в которых она уже участвует (например, «Точка роста», «Педагогический класс»), и проекты, которые будут реализованы в рамках формируемой программы развития (например, «Школьное метро», «Глобус профессий»). Все они указаны применительно к магистральным направлениям («Знание», «Воспитание», «Здоровье», «Творчество», «Профориентация» и т. д.), и мы видим, что перечисленные новые проекты позволяют устранить имеющиеся дефициты по направлениям «Воспитание» и «Профориентация».
Возможен и другой вариант, когда школа также перечисляет действующие проекты применительно к магистральным направлениям, а в рамках формируемой программы развития выделяет две разновидности проектов, которые будут запущены или актуализированы. Первая разновидность – федеральные, региональные и муниципальные, вторая – школьные.
Подход с использованием карты проектов позволяет проанализировать уже имеющиеся средства и решения, точно определить, как то или иное направление в какой части образовательной деятельности реализуется и через какие проекты, а также обобщить и отразить специфику своей образовательной организации. Это поможет избежать заимствований и создать уникальную программу развития.
Еще один механизм реализации программы развития – дорожная карта. В конструкторе есть замечательный шаблон дорожный карты, и школы могут его использовать.
Мы также предложили на выбор еще два варианта. В первом варианте таблица состоит из четырех колонок – «Мероприятия», «Планируемые результаты», «Период», «Ответственный», а во втором в начале добавлена еще одна – «Задачи». Первый вариант для наших школ наиболее привычен – у нас даже региональные документы зачастую выходят в таком формате, и мне он тоже кажется самым удобным.

– Завершающий раздел структуры программы с учетом региональной специфики посвящен мониторингу. Чем обусловлено это дополнение к шаблону?

– Критерии и показатели оценки реализации программы развития, которые есть в шаблоне, – составная часть мониторинга. Мы считаем, что важно не только отследить логику «задача – описание результата – количественные показатели», но и посмотреть, что получится в итоге. Это самый сложный блок мониторинга для образовательных организаций.
В таблицу мы включили пять колонок по каждому магистральному направлению: «Индикаторы», «Критерии и показатели эффективности» (школа при необходимости может рассматривать их раздельно), «Формы, методики отслеживания, изучения», «Сроки» и «Ответственный». Школа выбирает те индикаторы, критерии и показатели, которые ей необходимы для отслеживания своей программы развития, или вносит коррективы в их перечень.