Опыт регионов

Алгоритмы работы с аналитическими материалами о результатах самодиагностики: выводы, решения, рекомендации (из опыта Воронежской области в реализации проекта «Школа Минпросвещения России»)

В Воронежской области в проект в 2022 году вступили 711 общеобразовательных организаций – на тот момент это все общеобразовательные организации, включая организации, реализующие адаптированные программы, которые функционировали на территории области.

Самодиагностика как инструмент управления
В региональной дорожной карте реализации проекта зафиксирован единый период одновременного прохождения самодиагностики – май – июнь, соответственно, в 2022 году в июне в регионе уже были результаты самодиагностики по всей системе. После завершения самодиагностики следовал аналитический этап с целью выявления актуальной объективной текущей проблематики функционирования общеобразовательных организаций с анализом контекстных данных. После аналитического этапа происходила разработка программ развития.

На уровне региона мы договаривались, что в региональной дорожной карте о реализации проекта фиксируются единовременный период прохождения самодиагностики, чтобы иметь возможность фиксировать динамику общеобразовательных организаций, и эффективность реализации программ развития и принятых управленческих решений на различных уровнях с целью их дальнейшей корректировки. Но при этом общеобразовательные организации обращались к инструменту самодиагностики в случае необходимости фиксации собственной динамики и внесения корректировок в дорожные карты программ развития.

С целью повышения объективности самодиагностики и выявления дополнительных плоскостей проблематики самодиагностику проходили различные группы участников образовательных отношений: управленческая команда, педагогическая команда, родительское сообщество, обучающиеся. Это позволяет выявить «разрывы», которые возникают в понимании сформированности комплекса условий у разных целевых аудиторий. Дорожная карта реализации проекта сводилась фактически к синхронизации и эффективной реализации управленческих циклов на разных уровнях: институциональном, муниципальном и региональном – и разработке соответствующих программ развития, дорожных карт развития, инициативных проектных решений, если это было необходимо.

Анализ данных и работа с дефицитами
Анализ полученных данных самодиагностики производился в разрезе:
– критериев: доля общеобразовательных организаций в целом в регионе с нулевым значением критерия – сквозные дефициты;
– общеобразовательных организаций: доля нулевых критериев в общем количестве критериев у конкретной образовательной организации в муниципалитете – фокус внимания в части сопровождения управленческой и педагогической команды общеобразовательной организации по разработке программы развития и дальнейшего оказания методической помощи;
– магистральных направлений: совокупность взаимосвязанных показателей – дифференциация уровня сформированности комплекса условий и средняя сформированность комплекса условий по магистральному направлению в муниципалитете.

Самое дефицитное магистральное направление в регионе – профориентация. Мы анализировали показатель дифференциации условий – отношение разности фактических максимального и минимального балла по магистральному направлению по муниципалитету к теоретически возможной по этому магистральному направлению в конкретном муниципалитете. Доля ресурсных организаций в общем количестве общеобразовательных организаций в этом муниципалитете – это фактически организации, которые показывают практически полностью сформированный комплекс условий по этому магистральному направлению.

По результатам анализа разработаны рекомендации муниципалитетам для включения в дорожную карту муниципальной программы развития. Если в муниципалитете дифференциация сильная, но при этом есть достаточно большое количество ресурсных организаций, предлагалось рассмотреть, во-первых, варианты совершенствования управленческих механизмов, во-вторых, возможность формирования сетевых образовательных кластеров внутри муниципалитета, если доля ресурсных организаций внутри муниципалитета позволяет это сделать. Предлагалось также формировать межмуниципальные сетевые образовательные кластеры, если количество ресурсных организаций в муниципалитете не позволяло бы ничего другого. Надо сказать, что такие сетевые образовательные кластеры есть в области, это инициатива, которая возникла чуть раньше, связанная с жесточайшим кадровым дефицитом (в частности, узких специалистов, педагогов-предметников, психологов и т. д.), но здесь она достаточно эффективно себя показала.

Сформированные сетевые образовательные кластеры, с одной стороны, приводят к единству образовательного пространства и повышают сформированность комплекса условий. А с другой стороны, рассматриваются в перспективе, поскольку у нас огромное количество малокомплектных организаций, как прообразы единых юридических лиц.
Возможность проведения всестороннего анализа массива полученных данных самодиагностики позволяет принимать корректные управленческие инициативы с целью ликвидации выявленных сквозных дефицитов.

Считаем целесообразным продолжить эту практику доступа с уровня региона и с уровня муниципалитета к результатам самодиагностики всех организаций, поскольку это позволяет актуализировать стратегические документы регионального и муниципального уровней.

Дорожная карта реализации проекта в регионе
Было проведено распределение сквозных дефицитов по магистральным направлениям и продуманы региональные меры и мероприятия, которые фактически легли в дорожную карту реализации проекта на региональном уровне.

Предложены достаточно масштабные региональные инициативы, в том числе, проектные. Например, возникли региональные проектные инициативы, такие как «Колледж 36» – аналог проекта «Школа Минпросвещения России» в среднем профессиональном образовании с акцентом на взаимодействие СПО с ОО в части, например, профориентационной деятельности. Это региональный проект «Акселератор персональных профессиональных маршрутов», в рамках которого удалось договориться практически со всеми ведущими вузами, расположенными на территории Воронежской области, о реализации программ курсов в части, формируемой участниками образовательных отношений «про будущее» тех или иных отраслей экономики в рамках сетевых профильных классов.

Сейчас мы расширяем этот проект на основную школу – с 7 класса. В сети сегодня начинает работать психологическая служба. На уровне региона соответствующие изменения и необходимые корректировки были внесены в том числе в областное законодательство – в части распределения субвенции, введения дополнительного норматива на реализацию программ в сетевой форме как с привлечением педагогов, так и с созданием условий. Например, так работает психологическая служба, так частично работают советники по воспитанию. Надо сказать, что все наши дефицитные показатели, требующие наибольшего внимания, вошли фокусом в региональную оценку эффективности руководителей образовательных организаций и в соглашения, заключаемые между муниципалитетами и Департаментом образования о повышении качества образования.

Инициативы региона
В рамках разработки программ развития образовательным организациям и муниципалитетам предлагалось сделать достаточно широкий анализ данных – не только по критериальной базе проекта «Школа Минпросвещения России», но и включить в него сегмент детских результатов, сегмент процессов, сегмент экономических показателей. В этом смысле считаем целесообразным анализ результатов самодиагностики производить в совокупности с данными мотивирующего мониторинга.

До сих пор мы думаем про основания для выявления ресурсных организаций, в том числе для того, чтобы можно было их привлекать как стажировочные площадки или в сегменте наставничества одной управленческой команды для другой управленческой команды в части формирования трека – сопровождения роста образовательной организации.

Комплекс профицитных показателей одной организации сделает ее ресурсной для другой образовательной организации с аналогичным, но дефицитным комплексом.

Считаем целесообразным введение в личном кабинете возможности автоматизированной оценки результатов организации в динамике, что достаточно перспективно, информативно и удобно с точки зрения дальнейшего развития и принятия управленческих решений.

Видим перспективу в построении индивидуальных треков роста и развития образовательной организации, сопровождения реализации программ развития, быстрого реагирования на затруднения у управленческой команды, в том числе с привлечением ресурсных организаций и региональных методических центров.